История Lotus Esprit, автомобиля Джеймса Бонда
В год полувекового юбилея киноэпопеи о Джеймсе Бонде нелишним будет вспомнить его машины, благо автопарк у сотрудника разведки громаден. За те 50 лет, что Бонд геройствует на экранах, он успел обкатать, пожалуй, всю лучшую продукцию ведущих автомобильных брендов. Но в этот раз речь пойдет о Lotus Esprit.
Итак, Lotus Esprit. Главная «киноавтороль» одиннадцатого и двенадцатого по счету «Джеймса Бонда» конца 70-х — начала 80-х годов. Автомобиль — рекордсмен по многим параметрам, среди которых, как ни странно, долголетие на конвейере. И все же основной пиар ему сделал, конечно же, фильм — не будь «Бонда», Lotus, скорее всего, не достиг бы такого успеха. Где же еще достославный Esprit использовался в качестве подводной лодки, перевозчика ракет «земля — воздух», торпед и системы слежения за воздушным пространством?
…В начале 60-х годов прошлого века бессменный руководитель небольшой компании Lotus Колин Чепмен производил автомобили, предназначенные исключительно для автоспорта. Дела шли неплохо, но амбициозный Чепмен на достигнутом останавливаться не собирался. К тому же практически ежемесячно масла в огонь Колинова честолюбия подливали итальянцы из Lamborghini и Ferrari. И Чепмен решил догнать и перегнать южных конкурентов — технический уровень Lotus позволял это сделать. Однако «гражданский» первенец компании — Europa — вышел комом, что первый блин: хромал внешний вид.
Несуразная Europa напоминала смесь спорткара с фургончиком мороженщика. После такого провала Чепмен все-таки обратился за помощью к итальянцам, к знаменитому дизайнеру Джорджетто Джуджаро. Так в 1975 году и появился культовый Esprit.
То, что получилось, взбудоражило умы автолюбителей по всему миру — Esprit обрел кузов невиданной доселе клиновидной приземистой формы. Одним лишь кузовом дело не ограничилось — модель обзавелась суперсовременным для тех лет двигателем. Четырехцилиндровый агрегат развивал мощность в 160 лошадиных сил. Для сравнения, подобной отдачи немецкий концерн BMW смог добиться лишь в начале 90-х годов.
Читайте: Duesenberg — лучший автомобиль 20-х?
Главная же изюминка машины заключалась в том, что ее вес составлял только 900 кг — все благодаря цельному кузову из фибергласа. Разгонялся Esprit до 100 км/ч за 8,6 секунды и «максималку» давал далеко «за двести».
Суперкар стремительно набирал популярность, продажи среди сильных мира сего росли, а очередные серии про похождения Джеймса Бонда лишь подогревали интерес к модели. Колин Чепмен же, естественно, не топтался на месте, проектируя новые вариации Esprit. Уже спустя пару лег предводитель Lotus решил, что 160 «лошадок» маловато, увеличив мощность при помощи турбокомпрессора до 220 сил. Такая версия получила название S1.
В принципе, разнообразных S за историю Esprit было немало — мощность четырехцилиндрового мотора постоянно росла, пути назад не было.
Так продолжалось до 1996 года, когда британские инженеры решили, что владельцу Esprit совсем не по статусу ездить «на четырех цилиндрах», разместив в задней части суперкара восьмицилиндровое «сердце» о 375 лошадиных сил. Продажи снова скакнули вверх, но ненадолго — машине шел уже двадцать второй год, и лишь истинные оригиналы предпочитали ее более современным конкурентам. Автомобильные историки по праву считают, что именно с этой модификации началась прощальная песня Lotus Esprit.
Несмотря на то, что «бодрый английский старик» и разгонялся до 100 км/ч за 4,9 секунды, с легкостью давая фору всяким Ferrari и Aston Martin, рынок голосовал не в пользу Esprit. Покупателям хотелось чувства новинки, которое «непотопляемый Lotus» дать уже, увы, не мог.
Прожив достойную автомобильную жизнь, Esprit был снят с производства в 2004 году, не дожив года до тридцати летнего Юбилея. После этого компания выпустила несколько интересных спорткаров, однако «доехать» до уровня Esprit никто из них так и не смог.