Первый полет на воздушном шаре
Сказки о ковре-самолёте и легенда об Икаре — фольклорная проекция человеческой мечты о небе. Воздушный шар стал первым летательным аппаратом, воплотившим эту мечту.
Чего только не придумывали люди, наблюдая за полётом птиц в далёкие времена. Но первые робкие попытки человека взлететь над землёй не приводили к успеху. Однако в 1783 году братья Жозеф-Мишель и Жак-Этьен Монгольфье сделали настоящий прорыв и запустили первый воздушный шар.
Первый образец изобретатели создали из ткани и пробовали наполнять его горячим паром и водородом. Но пар быстро остывал, а водород мгновенно улетучивался сквозь ткань, да ещё и был в те времена дорогим удовольствием. Но помог один курьёзный случай. Один из братьев Монгольфье заметил, что когда его молодая жена подошла близко к камину, юбка ее поднялась выше колен. Наблюдательный Жозеф Монгольфье понял, что именно тёплый воздух поможет поднять их детище в небо. Братья решили усовершенствовать конструкцию шара: обклеили его бумагой и наполнили горячим дымом от костра.
5 июня 1783-го Жозеф и Этьен Монгольфье запустили воздушный шар высотой с трёхэтажный дом и весом свыше двухсот килограммов. Он благополучно пролетел около километра и приземлился за городом. С этого времени воздушные шары стали называть «монгольфьерами», а братья навсегда вошли в историю авиации.
Посвящение в воздухоплаватели
Первыми «лётчиками-испытателями» стали отнюдь не люди, а баран, утка и петух. Полёт прошёл успешно, и пассажиры воздушного шара вернулись на землю живыми и здоровыми. А после возник вопрос: кто же полетит первым из представителей человеческого рода? Всем было страшно, и братьям Монгольфье в первую очередь. В ту пору Францией правил Людовик XVI, он предложил первыми отправить в небо каторжников. Но общественность воспротивилась этому: нельзя допустить, чтобы в истории остался такой отпечаток.
И в небо устремились первые аэронавты — молодой учёный-физик Пилатр де Розье и маркиз Франсуа д’Арланд. Король за смелость даровал им дворянский титул и земли.
С того времени и до сих пор существует традиция: всем, кто впервые поднялся в небо на воздушном шаре, присваивать новое благородное имя и проходить обряд посвящения в воздухоплаватели. После полёта у каждого из новичков поджигают прядь волос, тушат её шампанским и поздравляют, вручая грамоты. Мне, например, достался титул Баронессы Васильковской, так как летали мы над городом Васильковым.
На новый лад
Нынешние воздушные шары — аэростаты — не сильно отличаются от первых монгольфьеров. Конечно, на смену ткани и бумаге пришли современные материалы, но принципиальная схема осталась прежней: оболочка шара, гондола и горелка. В 1960 году американец Пол Эдвард Йост спроектировал мощную, но компактную горелку, работающую на пропане. Он же предложил делать шар из лёгкого и прочного нейлона. Гондола традиционно выполняется из лозы или тростника, а в нижней части обтягивается кожей. Современные аэростаты оснащают измерительными приборами, с помощью которых можно следить за температурой в оболочке, высотой и скоростью полёта воздушного шара.
Как и где полетать?
По собственному опыту скажу, что термин «воздухоплавание» оправдывает себя на все сто: шар медленно отрывается от земли и так же размеренно движется в небесном океане. Полёты, как правило, проводятся рано утром или вечером — в самый штиль. Скорость ветра не должна превышать 5 — 7 метров в секунду, и никаких осадков. Аэронавты разворачивают воздушные шары на земле, подключают их к горелкам и постепенно наполняют оболочку горячим воздухом. Шар постепенно поднимается, и вскоре можно отправляться в путь.
Наш полёт длился около часа, и в общей сложности мы пролетели шесть километров. Вместе с нами в гондоле находился пилот, который управлял аэростатом: то добавлял горячий воздух, то стравливал его, чтобы опустить шар ниже. В это время мы двигались над сосновым лесом так низко, что удалось сорвать с ёлки шишку на память. А пролетая над полем, видели, как заяц дал стрекача, услышав шум горелки аэростата.
Загородный полёт на воздушном шаре стоит от 7000 рублей в час. Но полёт над городом обойдётся гораздо дороже, потому что для этого необходимо дополнительное разрешение.
В России и по всему миру проводятся фестивали воздухоплавания. Один из самых известных — «Золотое кольцо России» — ежегодно проходит в начале июля в деревне Весёлово, в четырёх километрах от города Переславля-Залесского. Во время фестиваля каждый желающий может попробовать себя в роли аэронавта.