Мадам Гре — кутюрье прозванная «сфинксом моды»
Модельер Кристиан Диор однажды сказал о легендарной Мадам Гре: «Каждое её платье — это произведение искусства». Её струящиеся робы превращали женщин в богинь, а сама она стала одной из самых выдающихся кутюрье XX века.
Жермен Эмили Кребс родилась 30 ноября 1903 года в Париже. Она мечтала стать танцовщицей или скульптором, но жизнь распорядилась иначе: обратившись к сфере модного дизайна, Жермен Эмили создала шедевры, которые навечно связали её имя с этим искусством. Начав работать в 1934 году, она подписывалась как «Аликс Бартон», а в 1942 году в Париже открыла собственное ателье под псевдонимом «Гре» (анаграмма имени мужа — русского художника Сержа Черевкова).
Вдохновлённая эстетикой античных греческих одежд, мадам Гре создавала подобные скульптурам вечерние платья, превращавшие женщин в богинь и отражавшие её вечную любовь к скульптуре. Никто так не владел искусством драпировки и гофрирования, как она. Её нетрадиционная и виртуозная техника сборки ткани вошла в историю моды как «Pli Gres». Складку за складкой — некоторые всего по 1 мм шириной — дизайнер бережно закладывала вручную. Не используя выкроек и стремясь к минимальному количеству швов, она драпировала и кроила огромные полотна ткани — иногда до 20 метров длиной — прямо на фигурах своих моделей или клиенток.
Читайте: Стиль Жаклин Кеннеди
От струящихся складок из шёлка или джерси захватывало дух, исходило лёгкое дыхание сексуальности, и при этом все её модели, выходя за рамки существовавших модных течений, были элегантны вне времени. Зачастую матери передавали платья «от Гре» по наследству своим дочерям. Мир моды лежал у ног мадам Аликс Гре, а среди её клиенток были такие знаменитости, как Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Грейс Келли, Эдит Пиаф, а также Жаклин Кеннеди, Даниэль Миттеран и Джейн Биркин.
Сфинкс модного мира
О личной жизни миниатюрной изящной женщины с неизменным тюрбаном на голове практически ничего неизвестно. Её существование было диаметральной противоположностью жизни её клиенток: дизайнер избегала общества, жила в уединении и целиком посвящала себя творческому труду. За таинственную ауру, окружавшую её при жизни, мадам Гре прозвали «сфинксом моды», а за твёрдость характера — «диктатором, переодетым в серую мышь». Так, мадам Гре, будучи урождённой еврейкой, отказалась шить платья для жен старших офицеров нацистской армии. Во время фашистской оккупации Парижа она выпустила коллекцию в тонах французского триколора, что привело к принудительному закрытию её Дома моды.
Несмотря на то, что мадам Гре в послевоенное время чествовали как последнюю икону высокой моды, ей не удалось избежать трудного финансового положения. Даже попытка выпустить линию прет-а-порте — что раньше было для модельера сродни проституции — не спасла предприятие госпожи Гре. В 1984 году оно было продано, что положило конец эре легендарной кутюрье.
Одинокая смерть
Щедро наделённая модными наградами и однажды признанная самой элегантной женщиной мира, мадам Аликс Гре умерла в 1993 году в одном из домов престарелых в Провансе, забытая, одинокая, обедневшая. Её дочь Анна по неизвестным причинам целый год держала смерть матери в тайне от общественности. Сейчас память о несравненной мадам Гре поддерживают многочисленные выставки и ретроспективы, охватывающие труд всей её жизни. Предприятие Гре сегодня принадлежит японскому концерну «Yagi Tsusho».