Жюль Верн: невероятные предсказания и приключения

Жюль Верн изобрел новый жанр литературы — научную фантастику. Более 150 лет назад он предсказал то, что в его время казалось невозможным: появление подводных лодок, летательных аппаратов, небоскребов и даже посадку на Луну. Он рассказывал о доисторических временах, сочинил целый мир, полный открытий и приключений, который очень похож на нашу современную цивилизацию, и даже заглянул в далекое будущее.

Начало путешествия

31 января 1863 года в книжных магазинах по всей Франции появился маленький томик, в котором рассказывалось о трех путешественниках, возглавляемых доктором Фергюсоном. Они имели смелость проникнуть в неизведанные области Африканского континента на… воздушном шаре! Смелые исследователи подвергались смертельным опасностям: они могли внезапно погибнуть от копья африканца, нападения стаи обезьян или медленно умереть от обезвоживания. Этот роман затягивал не только интересным сюжетом и замечательным стилем написания. Читатели оказывались вовлеченными в раскрытие главной загадки: описывает ли автор реальные события? Роман читался как настоящий дневник путешествия, которое происходило на далеких широтах и изобиловало детальными описаниями разных явлений.

В парижском «Le Figaro» написали: «Путешествие доктора Фергюсона — это правда или вымысел? Каждый согласится, что оно написано как блестящий роман и поучительно как научная книга. Никогда еще отчет о серьезных открытиях знаменитых путешественников не был так хорошо описан».

Название этой удивительной книги было «Пять недель на воздушном шаре» — первый роман человека по имени Жюль Верн.

В 1848 году двадцатилетний Жюль Верн приехал в Париж, что бы изучать юриспруденцию. Это был замысел отца — адвоката Пьера Нерпа, потомственного юриста. Однако у молодого Верна были другие намерения. Он, с детства наблюдая портовую жизнь в Бретани, мечтал о путешествиях. Говорят, что в 12 лет он совершил побег из дома, чтобы отправиться в Западные Индии, но был пойман матросами на одном из морских судов. И писательский талант Верна проявился уже в школе, где другие науки страдали из-за его стремления излагать придуманные истории на бумаге.

Париж середины XIX века был богемным местом с большими возможностями для начинающего писателя. Жюль Верн не преминул ими воспользоваться. Он познакомился с Виктором Гюго, автором «Трех мушкетеров», Александром Дюма отцом и Александром Дюма-сыном. Дюма-отец подсказал Верну начать писать либретто для оперетт и пьесы, затем Верн стал публиковать рассказы в литературном журнале «Musee dos familles». Лучше всего ему удавалось рассказывать о необычных путешествиях и приключениях, которые казались правдоподобными с точки зрения науки. Десять лет он печатал рассказы в журнале и зарабатывал на жизнь, работая биржевым маклером.

В 1862 году карьера Жюля Верна пошла в ином направлении. Легенда гласит, что на ступеньках парижской биржи Верн заявил: «Дорогие, я думаю, что должен покинуть вас. Мне нравится мысль о том, что каждый человек должен испытать удачу. Я написал несколько романов нового стиля, и, если они будут успешными, это станет золотой жилой. В этом случае, пока вы покупаете акции, я напишу еще больше таких книг. И я думаю, что заработаю больше денег!» И когда его коллеги маклеры рассмеялись, он ответил: «Смейтесь, друзья. Увидим, кто будет смеяться последним». Сложно сказать, произносил ли Жюль Верн такие слова, но точно известно, что он изобрел новый жанр в литературе, который принес ему удачу и славу.

Писатель, издатель и ученый

Каждый писатель нуждается в издателе. Издателем Жюля Верна стал Пьер-Жюль Этцель. Их познакомили в 1862 году. Начавшееся вскоре после этого сотворчество продолжалось большую часть их жизни. В лице Этцеля Верн нашел идеального издателя, а Этцель в лице Верна — своего идеального писателя. Этцель внимательно редактировал рукописи Верна и вносил свои замечания. Вместе они стали выпускать один за другим романы, приносившие им прибыль.

Пьер-Жюль Этцель познакомил Верна с Феликсом Надаром — очень неординарной и примечательной личностью, ставшей легендой еще при жизни. Надар был знаменитым карикатуристом, романистом. Он занимался фотографией, и поднял фотоискусство на необычайные высоты, за что получил прозвище «Тициан фотографии». С увлечением Надар занимался и воздухоплаванием, сделав первый в мире фотоснимок с воздуха, поднявшись над Парижем на воздушном шаре в 1858 году. Именно Надар ввел Жюля Верна в крут своих знакомых —  ученых. Несомненно, что общение с ними помогало при создании ранних научно-фантастических историй. Когда несколькими годами позже Надар основал «Общество содействия воздушным путешествиям посредством летательных аппаратов тяжелее воздуха», Жюль Верн был в числе его членов.

Многие думают, что Жюль Верн был ученым или большим путешественником, но это не так. Он не был ученым и путешествовал не так уж много. Верн, обладая великолепным воображением, превосходя в этом всех когда-либо существующих романистов, постоянно занимался самообразованием, был большим поклонником науки: читал научные книги, журналы с передовыми идеями и участвовал в научных дискуссиях. А его знания по географии были основаны на публикациях в журналах скажем, таком как «Вокруг света — Новый журнал путешественников» — которые печатали статьи исследователей, карты, иллюстрации, а также описывали традиции разных народов.

После выхода первого романа Жюль Верн понял, что нашел свое место в жизни и с огромным энтузиазмом окунулся в работу. В письме к издателю Верн рассказывает о продвижении работы над романом об исследовании Северного полюса: «Я на середине пути — на 80-ом градусе широты и при 40 градусах ниже нуля» казалось, что он сам со своими героями проделывает очередное путешествие. В следующие десять лет Жюль Верн написал большинство своих романов, ставших классикой мировой литературы.

Тираж «Пять недель на воздушном шаре» еще был в продаже, а Жюль Верн с полной отдачей работал над следующим еще более невероятным приключением к центру Земли. Писатель основывался на популярной в те годы идее, что наша планета — полая. В его «Путешествии к центру Земли» герои, а с ними и читатели, глубже и глубже опускаются в недра планеты и встречают все более и более древние виды животных. Наконец, они попадают в мир, населенный живыми ископаемыми динозаврами.

В своих первых романах Жюль Верн создавал для персонажей особые миры: была ли это корзина воздушного шара, остров, корабль или пещера. Находчивые герои Верна использовали подручные материалы, чтобы выйти из сложных ситуаций, возникающих у них на пути.

С Земли на Луну и на 20 тысяч лье под воду

Следующая идея Жюля Верна была самой пророческой и самой фантастической. В 1968 году 21 декабря «Аполлон 11» готовился к невероятной миссии — высадиться там, где еще не ступала нога человека, но за сто лет до них там уже побывали герои Жюля Верна. Писатель описывал старт придуманного летательного аппарата: «…вырвался чудовищный сноп пламени, он осветил всю Флориду… ночь на мгновение сменилась ярким днем. Гигантский огненный столб видели в Атлантическом океане и в Мексиканском заливе на расстоянии более ста миль».

Роман «С Земли на Луну» 1865 года невероятно точно предсказал лунную программу США «Аполлон». Жюль Верн, всегда очень обстоятельный, прочитал массу книг, консультировался с учеными, металлургами и баллистами и даже проделал математические вычисления, которые более чем через век повторили ученые США. Схожесть выдуманной лунной программы Жюля Верна с реальной программой «Аполлон» кажется сверхъестественной.

Это кажется невероятным, но Жюль Верн разместил стартовую площадку именно во Флориде, недалеко от мыса Канаверал, откуда начинают свои полеты космические летательные аппараты США. Он отравил на Луну трех человек — столько же человек совершили реальный полет к Луне в 1968 году. Жюль Верн верно рассчитал Вторую космическую скорость — скорость, которая необходима телу, чтобы преодолеть гравитационное поле Земли. Писатель применил новый и очень дорогой в его времена алюминий — материал, который впоследствии будет широко использоваться в космической индустрии. Жюль Верн «угадал» даже примерную стоимость лунной программы: в денежном эквиваленте 1969 года полет на Луну Жюля Верна стоил 12,1 миллиардов долларов, США потратили на программу «Аполлон» 14,4 миллиардов долларов.

Экранизация этого романа в 1902 году стала первым в истории кинематографа научно фантастическим фильмом.

Роман «Вокруг Луны», который явился продолжением лунной эпопеи, Верн выпустил через три года, верно описав в нем эффект невесомости, пламя, сопровождающее спуск космического корабля на Землю, и даже место приводнения — в Тихом океане в пяти километрах от того места, куда «спустился» отсек с экипажем корабля «Аполлон-11» в 1969 году.

Жюль Верн предсказал даже то, что первыми на Луне высадятся американцы и станет это следствием мировой войны. Невероятно!

Полеты на Луну подняли карьеру Жюля Верна на новые высоты, он стал самым знаменитым писателем в мире. Между двумя своими лунными программами Жюль Верн предпринял путешествие в Северную Америку и написал еще несколько романов. Повествование об отважном исследователе по имени капитан Гаттерас и его трудном путешествии к Северному полюсу еще не вышло из типографии, читатели еще не успели с волнением прочитать строки: «Мое имя ручается за меня: оно означает — энергия и патриотизм. Я — капитан Гаттерас!», а Верн уже писал «Дети капитана Гранта. Путешествие вокруг света», а следом «20 000 лье под водой».

Идею для этого важного романа Жюль Верн, возможно, почерпнул из письма Жорж Санд, подруги своего издателя. После прочтения романов Верна она написала: «… По поводу этих историй у меня осталось единственное сожаление — они закончились и нечего больше читать. Я надеюсь, что Вы вскоре перенесете нас в глубины океана, и Ваши персонажи будут управлять ныряющим кораблем. И Ваши научные знания и воображение сделают путешествие восхитительным».

Жюлю Верну потребовалось несколько лет, чтобы завершить его, вероятно, самую любимую книгу «20 000 лье под водой». Три персонажа — профессор Парижского музея Пьер Аронакс, его слуга и гарпунер Нед Ленд — снаряжают экспедицию для охоты на морского монстра. Они атакуют чудовище, но слишком поздно понимают, что этот монстр — в действительности подводная лодка. Выброшенные в море во время сражения персонажи становятся незваными гостями эксцентричного и загадочного капитана Немо, владельца субмарины «Наутилус».

Для французов и других жителей Европы, большинство из которых даже не умели плавать — ведь это была Франция середины XIX века — роман стал открытием: они вдруг узнали, что подводный мир населен различными созданиями и что в морские глубины можно отправиться в специальном аппарате: «Море — это все! Оно покрывает собою семь десятых земного шара. Дыхание его чисто, животворно. В его безбрежной пустыне человек не чувствует себя одиноким, ибо вокруг себя он ощущает биение жизни. В лоне морей обитают невиданные, диковинные существа. Море — это вечное движение и любовь, вечная жизнь, как сказал один из ваших поэтов».

Читайте: Жак-Ив Кусто, биография

Итак, новый роман и в нем новые пророчества Жюля Верна: он первым описал электрическую подводную лодку и совершенно новое устройство — акваланг. Этот роман вдохновил не одно поколение ученых на работу над подводными аппаратами! В 1954 году подводная лодка США «Наутилус» совершила плавание в Северном ледовитом океане. Она прошла подо льдами и достигла Северного полюса, повторив путь героев романа Жюля Верна.

Жажду свободы 12-летнего мальчика, желавшего уплыть на корабле к далеким берегам, писатель впервые выразил в свои 20 лет, дав волю воображению, которое унесло его на воздушном шаре над Землей. В 42 года знаменитый писатель, уединившись для работы над романом на собственной яхте, ведь именно в море искал он свободу, сказал устами таинственного персонажа капитана Немо: «Тут, единственно тут, настоящая независимость! Тут нет тиранов! Тут я свободен!»

Может быть, от того что семья и дети, а так же глубоко набожный отец сковывали Верна, он нашел себе еще один источник вдохновения — новую любовь. Он приезжал к ней в Париж из Амьена, куда перевез семью. Вдохновленный новыми чувствами, Жюль Верн, достигнув пика карьеры, пишет еще один знаменитый роман — «Вокруг света за 80 дней» — о невозмутимом англичанине Филеасе Фогге, который выигрывает пари, предприняв кругосветное путешествие и встретив в нем любовь своей жизни. Этот роман, полюбившийся читателям, лег в основу нескольких кинокартин и мультипликационных фильмов, которые стали источниками таких крылатых фраз, как, скажем, «Это проделки Фикса!».

Париж в XX веке

Читателю может показаться, что Жюль Верн был оптимист и сторонник научного прогресса. Он рассказывал в романах о достижениях научно-технической революции, придавая им оттенок таинственности и романтичности. Однако Верн сомневался в том, что масштабное присутствие технологий в жизни человека окажет на нее хорошее влияние. В 1863 году он написал роман «Париж в XX веке». Верн отправил книгу Эрцелю, но тот отказался издавать ее. Эрцель чувствовал настроение времени, считая, что роман не будет успешным и повредит карьере писателя. На полях рукописи издатель написал: «Подождите лет 20. Сегодня никто не поверит вашим пророчествам, никого они не затронут».

Верн последовал совету друга, спрятав рукопись в сейф, откуда праправнук писателя извлек ее лишь в 1989 году. Находка произвела эффект разорвавшейся бомбы. Книгу издали в 1994 году, через 131 год после ее создания. То, что написал Жюль Верн, ошеломило. Главный герой молодой мужчина живет в мире будущего с небоскребами из стекла и металла, высокоскоростными поездами, автомобилями, работающими на бензине, калькуляторами и всемирной коммуникационной сетью (интернетом). Герой Верна не может найти счастья в бездушном материалистичном мире, которым правит демон электричества. Париж занят только тем, что делает деньги. Удивительно то, что Жюль Верн не только описал будущее города и достижения технологий, но и предсказал появление символа Парижа Эйфелеву башню. Он поместил гигантский маяк рядом с тем местом, на котором в 1887 году Густав Эйфель начал возводить свою 300-метровую башню.

Так, в одном романе, созданном в середине XX века, писатель рассказал о тех достижениях научно технического прогресса, без которых немыслима жизнь современного человека. Тем удивительнее то, что в Париже середины XX века персонажи Верна пользовались гусиными перьями, а не печатными машинками или хотя бы ручками.

Новые путешествия и новые романы

С воодушевлением Жюль Верн путешествовал на своих яхтах: Средиземное и Балтийское моря, Скандинавия и Англия. Он впитывал в себя новые звуки, встречался с людьми и продолжал создавать новые персонажи и новые романы. Забыв в нескольких романах о научной фантастике, он получил письмо от друга — издателя: «Где же наука? Выбрось всех этих персонажей и начни писать новый роман!»

Действительно, по сравнению с научно-фантастическими произведениями, приключенческие романы и научно-популярные произведения не приносили столько прибыли. Однако без них и замечательного труда «История великих путешествий», в котором Верн рассказал об открытии стран и континентов славными путешественниками, насыщенный приключениями мир Жюля Верна не был бы полным.

Наследие Жюля Верна — это не только его книги, но и его читатели. Известный писатель-фантаст Рей Бредбери однажды сказал: «… мы все в той или иной степени дети Жюля Верна». Мужественный и смелый американский авиатор и полярный исследователь адмирал Ричард Берд, совершая первый в истории человечества полет над Южным полюсом, признавался: «Жюль Верн ведет меня». Один из первых исследователей морских глубин в батисфере Уильям Бииб рассказывал, что заинтересовался океанографией, прочитав «20 тысяч лье под водой». И, наконец, выдающийся американский ученый, отец ракетостроения, признавался, что, будучи взрослым, читал романы Жюля Верна взахлеб, как ребенок.

Мы берем в руки книгу Жюля Верна и, еще не открыв ее, предвкушаем знакомство с новыми, неизведанными мирами, отважными путешественниками и ощущаем невероятное стремление к свободе, которое свойственно каждому. Именно поэтому каждый роман хочется дочитать до конца, не отрываясь, по-детски жадно вчитываясь в каждую новую строчку и давая волю своему воображению, которое следует за непревзойденной фантазией автора, потому что «пока работает воображение, нет ничего невозможного». Читаем Жюля Верна!

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Мирослав:

    Видимо Жюль Верн как и прочим гении, например как Тесла, черпал инфу из ЕИП

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru