«Послушай, Филип», рецензия
Зимой мы больше времени проводим дома. Воспользуйтесь случаем, чтобы закрыть кино-гештальты и посмотреть все то, что в будничной пучине жесткого цейтнота откладывалось в долгий ящик. Почему в каникулярный шорт-лист необходимо внести картину «Послушай, Филип», рассказываем в этой рецензии.
Филип Льис Фридман — молодой, условно талантливый писатель, совсем недавно «разродившийся» вторым романом. Ни на секунду не сомневаясь в собственной гениальности, он отказывается давать интервью и ездить в промотуры, посылает к черту менеджера издательства и в целом ведет себя как последняя сво…, кхм, нарциссическая личность.
О том, что Филип, деликатно выражаясь, не лучший представитель рода человеческого, мы начинаем подозревать уже на первых минутах фильма. Сначала он театрально вываливает ворох былых обид на индифферентно настроенную экс-подружку, а после примерно то же самое — на своего университетского друга. Кажется, Филип в глубоком кризисе — с девушкой не ладится, в шумном Бруклине не работается, да еще и The Times написали нелицеприятную рецензию на его новую книгу. Герой знакомится с Айком Циммерманом — пожилым литературным кумиром, который приглашает его в свой загородный дом, практически «в деревню, в глушь, в Саратов» — плодотворно поработать, ну, и внести немного красок в пенсионерский быт.
Режиссер Алекс Росс Перри говорит, что эта история об успехе и предательстве. А еще о непомерных высокомерии и самовлюбленности, которые отравляют жизнь не только герою, но и тем, кто оказывается рядом. С воодушевлением отправляясь в творческий дауншифтинг, Филип бессердечно рвет все связи — с девушкой, городом, ближайшим окружением. Закадровый голос безучастного рассказчика ведет прерывистый нарратив — от Филипа к покинутой Эшли, от нее к Циммерману и обратно к Филипу. Камера выхватывает крупные планы, заставляя вглядываться в лица персонажей — в них добрая половина невыраженных переживаний, — неторопливо и любовно блуждает по окрестностям ночного города.
Алекс Росс Перри, один из главных апостолов «мамблкора», мог бы поместить картину в едва обозначенные рамки излюбленного жанра, но вместо этого идет против правил: зовет на главные роли звездных Джейсона Шварцмана и Элизабет Мосс, тщательно прописывает нарочито небрежные диалоги и не скупится на бюджет. И, главное, послушно наследует эстетическую и драматургическую манеру Вуди Аллена, сравнения с которым, как признается сам режиссер, ему более чем лестны.