Джазовые фестивали или джазовый туризм
До появления звукописи поездки на концерты прославленных композиторов в одухотворенную Вену или Гамбург были единственной возможностью приобщиться к прекрасному. Альтернативой для меломанов могло стать лишь долгое ожидание приезда маэстро в их родной город с гастролями. В наш век информационных технологий такой проблемы давно нет, однако ежегодно тысячи людей со всего мира так же съезжаются в очередную музыкальную мекку ради живого звука, драйва и непередаваемых ощущений.
Несмотря на относительную молодость понятия «фестивальный туризм», корни этого явления теряются в глубокой древности. Знаменитые Пифийские игры, устраивавшиеся греками еще с 582 года до н. э., можно считать прообразом музыкального фестиваля. Раз в четыре года сотни эллинов со всей страны съезжались в Дельфы послушать лирические пеаны во славу Аполлона в исполнении древнегреческих музыкантов — кифаредов. На 6-8 дней главная дельфийская площадь агора становилась огромной ярмаркой художественных промыслов под открытым небом, а городская казна пополнялась колоссальными доходами.
Любой современный фестиваль живет по тем же правилам, рано или поздно превращаясь из сугубо музыкального мероприятия в популярный туристический продукт. Конечно, в каждом конкретном случае доли «развлекательного» и «профессионального» компонентов определяются индивидуально. Например, ни для кого не секрет, что один из главных джазовых фестивалей мира — швейцарский Montreux Jazz Festival — давно вышел за рамки «профильного» события для музыкальных гурманов. Хотя звезды мировой сцены по-прежнему считают за честь выступить на сцене престижного Auditorium Stravinski, ежегодно тысячи пилигримов со всей планеты съезжаются в Монтре не только во имя «музыки свободы», но и ради погружения в атмосферу самых колоритных развлечений. Неслучайно билеты на «джазовый поезд», уносящий на 2000 м в горы играющий джаз-бенд, раскупаются онлайн за месяцы до начала фестиваля.
Праздник к нам приходит
Джазовый туризм — это отдельный вид отдыха, который привлекает самые разные категории путешественников. Для одних главный мотив — возможность послушать много любимой музыки в исполнении разных музыкантов в одном месте. Для других же это уникальным шанс совместить приятное с еще более приятным — посещением достопримечательностей, знакомством с местной кухней, традициями и обычаями. Джаз в данном случае выступает в роли сводника.
И кто знает, сколько меломанов, приехав когда-то в Монреаль или Гранаду ради чарующих звуков саксофона, влюблялись в город и потом не раз возвращались туда уже не только в период музыкальной фантасмагории. Джазовые фестивали — это прекрасный туристический магнит. Музыка вносит оживление не только в размеренную или респектабельную жизнь города, но и в его экономику. Пустовавшие еще вчера рестораны и отели сегодня уже не вмещают всех желающих, а объемы выручки, обычно достигаемые за несколько дней, набираются уже за несколько часов. По словам Миннакайсы Кюивалайнен, исполнительного директора фестиваля Tampere Jazz Happening, проводимого во втором по величине городе Финляндии с 1982 года, каждый посетитель джаз-фестиваля тратит в среднем €140. В целом же джаз-туристы пополняют казну примерно на €21 млн.
Крупнейший джазовый фестиваль в странах Балтии —Jazzkaar, стартовавший в Таллине в 1990 году, посещают около 21 тыс. человек, из которых 1500 — туристы. Учитывая то, что ежедневные траты каждого из них, не считая расходов на проживание, составляют €150, ежегодно эстонская столица получает прибыль свыше €225 тыс. Среди прочих джазовых фестивалей, проводимых в стране, таллинский «Рождественский джаз», Ideejazz в Тарту, гитарный фестиваль в Вильянди, Juu Jaab на острове Муху и Soru Jazz на острове Хийумаа. «Влияние фестиваля на экономику во многом зависит от количества посетителей, — отмечает директор Jazzkaar Анна Эрм. — Крупные летние события собирают больше слушателей, зато зимние мероприятия в закрытых помещениях важны тем, что оживляют туризм и экономику в низкий сезон».
Музыкальный акцент
Учитывая планетарные масштабы джаз-туризма и присутствие на карте мира ряда безоговорочных фаворитов, будь то New Orleans Jazz and Heritage Festival или Festival Internacional de Jazz de Barcelona, бороться за туриста становится все сложнее. Пожалуй, самый грамотный ход — действовать точечно, стремясь придумать для каждой аудитории свои соблазны. Искушенную публику, кочующую от фестиваля к фестивалю в поисках новых ощущений, нужно поражать нестандартным подходом и артистами с действительно мировыми именами.
Практически каждый фестиваль джаза предлагает несколько форматов времяпрепровождения: от посещения камерных залов — до бесплатных уличных концертов, «приправленных» аттракционами, обучением джазу, красочными шоу, танцами до упаду и розыгрышами. Так, в Тампере делают акцент на современный джаз, а в Таллине не боятся экспериментировать с концертными площадками. Например, одной из них стал передвижной павильон Merepaviljon, специально построенный для меломанов в Таллинском порту.
Принципиальную роль в создании фестивального бренда играет подключение к процессу туроператоров, а также индустрии гостеприимства. Главной проблемой любого популярного джаз-феста становятся даже не высокие цены в отелях или зрительных залах, а банальное отсутствие мест. Поэтому фестивальный туризм не терпит стихийности и требует некоторых подготовительных мероприятий. Конечно, забронировать номер или купить авиабилеты можно и самостоятельно, но гораздо удобнее воспользоваться готовым туристическим пакетом, предусматривающим целый спектр полезных опций.
Впрочем, истинным ценителям джаза никакие туристические «завлекалки» не заменят главного — атмосферы праздника и свободы, из-за которой люди со всех концов света и едут в, как правило, живущий довольно скучной жизнью городок, на время фестиваля превращающийся в царство бурлеска. Закон приморского курорта «Зимой город ждет, а летом живет» актуален для многих джазово-фестивальных столиц. Правда, без строгой привязки к времени года. Ведь истинный джаз хорош как в рождественских «интерьерах» Прибалтики, так и в жарком антураже Красного моря.