Коллекция Шлумпф — Национальный автомобильный музей Франции

«Национальный автомобильный музей Франции (коллекция Шлумпф)» получил своё официальное название в результате судебного решения, которое стало завершающим актом скандального спора об имуществе. Разгоревшись в середине 1970-х годов, он всколыхнул всю Францию и в итоге превратил частную коллекцию автомобилей в Национальный музей.

В конце 1960-х годов лишь немногие посвященные знали, что текстильный промышленник Фриц Шлумпф, родившийся в Швейцарии и разбогатевший в Эльзасе, был поражен «вирусом ретромобилей», а его манией были «Бугатти». Он чувствовал себя продолжателем дела гениального производителя автомобилей из Италии Этторе Бугатти, который в 1910 году основал в эльзасском городе Мольсайм собственный автомобильный завод. До 1930-х годов Бугатти выпускал гоночные машины (более подробно об истории создания компании Бугатти, вы можете узнать в одной из наших статей), которые имели гораздо больший успех, чем модели конкурентов, а также элитные авто, превосходившие остальные своим завершенным стилем.

Однако в первую очередь Этторе Бугатти был конструктором, преданным идее технической эстетики, и, соответственно, прекрасным мастером своего дела. Фриц Шлумпф видел свое предназначение в том, чтобы спустя три десятилетия вернуть шедевры Бугатти со всего мира в Эльзас и сохранить их для потомков. Он скупал целые коллекции в США и Европе, приобретал множество «Бугатти», защищенных фанатами от слома. Попутно в собственность Шлумпфов переходили и ретромобили других производителей.

Руководствуясь страстью

Шаг за шагом коллекция росла. Источником капитала братьев Фрица и Ганса Шлумпфов была приобретенная ими в 1938 году камвольная фабрика в деревне Мальмерспаш. Со временем сюда добавились и другие фирмы текстильной отрасли, а также многочисленная недвижимость. Благодаря этому на Авеню де Кольмар в Мюлузе нашлось необходимое помещение для собранных автомобильных раритетов. Однако страсть к коллекционированию привела к тому, что все имеющиеся средства шли не на срочно требуемую модернизацию фабрики, а вкладывались в коллекцию ретромобилей. По этой причине баланс фирмы оказался в минусе. Несмотря на это, создание роскошного частного музея, о котором мечтал Фриц Шлумпф, продолжалось.

Читайте: Инвестиции в ретро автомобили

В начале 1976 года предстоящее открытие овеянной легендами коллекции стало предметом многочисленных слухов. Поговаривали даже о том, что в соответствии с налоговым законодательством коллекция Шлумпфов завещана французскому государству. Однако служащие, страдающие от увольнений и снижения зарплаты, больше не хотели участвовать в этой гонке. В октябре 1976 года начались забастовки, марши протеста, и, в конце концов, около 500 сотрудников камвольной фабрики Мальмерспаша осадили виллу Шлумпфов. Лишь через три дня полиция освободила ее жителей, применив силу.

Конкретные требования

«Шлумпфа в тюрьму! Продать автомобили! Это наши деньги!» — требовали демонстранты, в то время как братья Шлумпф получили право свободного проезда для эмиграции в ближний Базель. Это повлекло за собой длительные юридические тяжбы. В частности, было принято решение об аресте Фрица и Ганса Шлумпфов (действующее только во Франции). Однако еще не открытый музей конфисковали профсоюзы, руководство которых обеспечило первые сообщения в прессе и фотоотчеты, создавшие представление о невероятных размерах коллекции Шлумпфов. Для уменьшения долга обанкротившейся текстильной империи, достигшего 100 миллионов франков, казалось логичным продать коллекцию из 500 ретромобилей с аукциона. Их стоимость уже тогда оценивали в 80 миллионов франков.

Однако, к счастью, коллекция сохранилась. С 1977 по 1979 годы музей под контролем профсоюзов впервые открыли для публики. Наплыв посетителей был невероятным: экономический скандал принес музею немалую известность. Но четкий имущественный статус он получил только в 1981 году, перейдя в собственность объединения, основанного городом Мюлузом, департаментом Верхнего Рейна, региональным союзом Эльзас и еще тремя организациями.

Официальное открытие

В 1982 году произошло торжественное открытие Национального автомобильного музея Мюлуза. Теперь здесь можно полюбоваться четырьмястами из пятисот шестидесяти ретромобилей, собранных Фрицем Шлумпфом. Для «текстильного короля» в течение долгих лет две дюжины механиков, кузовщиков и автомаляров, а также кожаных дел мастеров умело реставрировали и частично вернули в идеальное состояние автомобили, приобретенные зачастую в плачевном виде. Для знатоков и фанатов Мюлуз — мекка автомобильной истории. Мировая известность этого уникального музея ежегодно привлекала в него до полумиллиона посетителей.

Кстати, восхищение вызывали не только автомобили, но и атмосфера, созданная Фрицем Шлумпфом в бывших мрачных цехах. Ей способствовали 800 стильных уличных ретро-фонарей, сделанных на заказ по образцам тех, что украшают мост над Сеной в Париже. Дополняли атмосферу гравийное покрытие, разделенное по тематическим областям, исторические декорации и, не в последнюю очередь, шикарно обставленные рестораны по краям выставочных павильонов.

Новая концепция 2000 года

В 1990-х годах поток посетителей уменьшился до 160 тысяч человек в год. Уникальная коллекция столкнулась с убытками. Национальный музей больше не являлся сенсацией, обязательной для посещения, а считался отныне местом встречи знатоков автомобильной истории. Ведь в мире вряд ли существует такая же обширная и одновременно разноплановая коллекция эксклюзивных и исторически значимых машин.

Парижская компания «Culture Espaces» разработала новую концепцию музея и осуществила амбициозное обновление. Национальный музей, вновь открывшийся в начале 2000 года и называющийся с 2006 года как «Город автомобилей» (Cité de l’Automobile), поддерживает сейчас все возможные средства современной визуализации и коммуникации. Среди них фрагменты дорог с двухмерным изображением исторического фона, а также легендарный гоночный звук в соответствующих местах. В обновление вложили четыре миллиона евро. Между отдельными экспозициями по-прежнему достаточно места, каждым экспонатом можно свободно полюбоваться и сфотографировать. В любом случае, посетители — около 300 тысяч человек в год — остаются довольными.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru