История «Серебряной стрелы», W25 Mercedes-Benz

Считается, что своим названием «Серебряная стрела» обязана решению, принятому некогда для «Мерседес-Бенц W25». Но и без этой спорной легенды автомобиль с компрессором вписал свою страницу в историю мотоспорта.

Нюрбургринг, 2 июня 1934 года. На Айфельских гонках (Eifelrennen) «Мерседес» выходит на старт с совершенно новым болидом. Он носит название «W25» и соответствует введенной в том сезоне формуле, ограничивающей максимальный разрешенный вес до 750 кг. По традиции для немецких команд оба болида «W25» окрашены в белый цвет — и весят в результате на три фунта больше нормы. Команда в растерянности: завтра гонки и неясно, что ещё можно снять с автомобиля, и без того донельзя облегченного? «Ну вот, теперь мы в дураках, даром что в лаке», — подытожил один из механиков, невольно подбросив спасительную идею. За одну ночь — согласно распространенной «Мерседесом» легенде — с автомобилей соскребли весь лак до самого алюминия, убрав тем самым ненужные фунты. В результате болид одержал уверенную победу. В народе его почтительно прозвали «Серебряная стрела», потому что в будущем «Мерседес» выступал только в этом цвете. Серебристые болиды концерна «Ауто Уньон» уже в мае стартовали в гонках на трассе АФУС (Avus-Rennen).

Был ли «W25» первой «Серебряной стрелой» или нет, он в любом случае положил начало легенде о превосходстве и славе марки, что до сих пор вызывает восхищение. Именно серебристо-блестящим болидам из Германии было суждено в будущем доминировать на международных турнирах Гран-при.

Экскурс в предысторию экономически напряженных 1930/1931 годов: крупные автомобильные заводы упражнялись в сдержанности в гоночном спорте. До 1932 года «Мерседес-Бенц» должен был участвовать в ряде гонок еще с «Белыми слонами» весом почти 1,6 тонны — «SSK» или «SSKL». Их шестицилиндровый компрессор объемом 7065см3 сконструировал в свое время профессор Фердинанд Порше. В 1931 году Рудольф Каррачиола выиграл на одном из таких автомобилей берлинские гонки на трассе АФУС; победил он и на соревнованиях «Милле Милья». В следующем году на трассе АФУС на «SSKL» (с обтекаемым кузовом барона Райнгарда Кёниг-Факсенфельда) лидировал фон Браухич со средней скоростью 194 км/ч, правда, в окружении слабых соперников. В 1932 году компания «Альфа Ромео» с конструктором Витторио Яно создала «Тур РЗ» весом всего 700 кг с восьмицилиндровым двигателем объёмом 2,7 литра. На нем Тацио Нуволари сразу обеспечил себе победу на Гран-при Италии. Однако в конце года миланцы ушли из гоночного спорта и передали в 1933 году весь свой раллийный материал подразделению «Скудерия Феррари» из Модены.

Иная ситуация сложилась на «Мерседесе». После многолетнего кризиса компания решила вернуться на трассу. С учетом регламента 1934 года в штутгартском районе Унтертюркхайм под руководством доктора Ганса Нибеля возник современный гоночный автомобиль с открытыми колёсами и восьмицилиндровым рядным двигателем с наддувом, сконструированным Альбертом Хессом. Объём двигателя с компрессором и двумя карбюраторами с наддувом первоначально составил 3360 см3, но уже вскоре увеличился до 3710, а затем — до 3990 см3. Силовой агрегат имел по четыре клапана на цилиндр, приводимых в движение двумя верхними распределительными валами.

Наддув обеспечивал компрессор Рутса. В рамках формулы «750 кг» шасси также претерпело значительные конструктивные изменения после застоя двадцатых годов. Тогда конструкторы еще концентрировались на постоянном повышении мощности за счет усиления наддува. Теперь устаревший принцип неподвижных осей уступил место независимой подвеске всех колес: спереди — с поперечными рычагами и винтовыми пружинами, сзади — с качающейся осью и поперечными листовыми рессорами. Подвеска стала в целом мягче, а амортизаторы жёстче. Для баланса трансмиссию вместе с дифференциалом установили в виде трансэкла в районе заднего моста.

Pininfarina SpA — итальянский автомобильный дизайн с традициями

На готовом болиде в январе 1934 года «Мерседес-Бенц» провел первые тест-драйвы на автостраде Милан-Комо и продолжил их затем на Нюрбургринге. На трассе «АФУС» 27 мая должна была состояться первая, долгожданная для всей Германии встреча с болидами «Ауто Уньон», сконструированными под руководством профессора Порше. Их V-образный 16-цилиндровый двигатель был установлен перед задней осью — революционное решение для того времени. Но за несколько дней до гонок «Мерседес-Бенц» решил отказаться от использования «W25» из-за неготовности автомобиля. В то же время концерн «Ауто Уньон» добился успеха уже при первом выступлении болида мощностью 295 лошадиных сил на трассе «АФУС», которое было объявлено как презентация и как приёмочный заезд. 6 марта 1934 года Ганс Штук установил на новой модели с двигателем посередине три мировых рекорда. На обеих прямых трассах длиной десять километров «Ауто Уньон Тип А» достиг скорости 265 км/ч. Однако сами гонки «АФУС» выиграл француз Гай Молл на «Альфа Ромео РЗ» с объёмом двигателя, увеличенным до 2905 см3, и с обтекаемым кузовом. Два болида «Ауто Уньон» (Штук/фон Лининген) выбыли из соревнований, в то время как третий (Момбергер) проехал трассу быстрее всех. Встречу двух соперников перенесли на уже упомянутые Айфельские гонки — и, таким образом, мы опять оказываемся в начале. 15 заездов, 342,15 километра — и Манфред фон Браухтиш побеждает, оставив позади Ганса Штука на «Ауто Уньон» и Луи Широна на «Альфа Ромео РЗ». Второй пилот «W25» Луиджи Фаджоли выбыл из-за проблем с зажиганием, а Рудольф Караччиола вообще не выступал из-за травм, полученных в результате тяжелой аварии в Монако.

Дальнейший ход сезона означал для «W25» взлеты и падения: на Гран-при клуба «АСГ» в Монлери под Парижем немецкие болиды потерпели поражение, выбыв из соревнования. Победу одержал Луи Широн из Монако на «Альфа Ромео РЗ» подразделения «Скудерия Феррари». Гран-при Германии состоялся снова на Нюрбургринге в середине июля, первым финишировал Штук на «Ауто Уньон», за ним — Фаджоли на «Мерседесе» и «Широн» на «Альфа Ромео». Немецкие автомобили, заявленные для Гран-при Бельгии, были отозваны; триумф достался французу Рене Дрейфусу на «Бугатти».

Между этими соревнованиями несколько лучших пилотов выступили 5 августа на знаменитых гонках через перевал Клаузен (Klausenrennen). Участники состязались на участке с щебёночным покрытием длиной 21,5 км, финишировав на высоте 1948 метров. За победу в покорении вершины боролись еще не выздоровевший после аварии Рудольф Каррачиола на «Мерседес-Бенц W25» и Ганс Штук на «Ауто Уньон Тип А». «Каррач» (стартовый номер 65) устанавливает новый рекорд — 15’22,2“, Штук (стартовый номер 66) проходит трассу за 15’25,4“. Для того времени — едва ощутимая разница в 3,2 секунды. Эта гонка гигантов вошла в историю мотоспорта.

На Кубке Акербо под Пескарой десятью днями позже победил еще один пилот «Мерседеса» — Луиджи Фаджоли, опередив болиды «Альфа Ромео» с Нуволари и Бривио. 26 августа в Берне, под дождем, прошел Гран-при Швейцарии, который выиграл Ганс Штук на своем «Ауто Уньон». За ним финишировали его напарник по команде Момбергер и Дрейфус на «Бугатти». На Гран-при Италии в начале сентября в Монце гонщики сменяли друг друга за рулем из-за длинной трассы в 500,2 км. Каррачиоли/Фаджоли на «Мерседесе» опередили Штука/цу Ляйнингена на «Ауто Уньон». За ними следовали «Альфы Ромео» Тросси/Комотти и Широна/Нуволари.

Инвестиции в ретро автомобили

Мощность восьмицилиндрового агрегата (заводской код М25С) с объёмом, увеличенным до 4310 см3, достигла в конце 1934 года целых 462 лошадиных сил. После смерти доктора Нибеля в 1935 году техническое руководство взял на себя Макс Зайлер. «W25», усовершенствованный по всем основным параметрам, стал практически непобедимым и пережил сезон абсолютного успеха с девятью победами, пять из которых были одержаны на классических Гран-при. Каррачиола победил на Гран-при Монако, Франции, Испании, Бельгии и Швейцарии, а также на Айфельских гонках и на «Гран-при» в Триполи. Это позволило ему стать чемпионом Европы 1935 года. Луиджи Фаджоли занял первое место на трассе АФУС и в Барселоне. Лучший гоночный сезон в Унтертюркхайме трудно себе представить, и он останется одним из самых успешных.

«W25» выступит еще в 1936 году в версии «W25K» с укороченным кузовом, увеличенным до 4740 см3 объемом двигателя и более чувствительным управлением. Он одержал только две победы, прежде чем «Мерседес» отозвал первую «Серебряную стрелу» и сконцентрировался в сезоне 1937 года на «W125». Этот автомобиль также принес победы, как и «W154» 1938 года. Правда, легендарный «W25» затмил обе модели: между 1934 и 1936 годами выпустили всего 15 экземпляров. Из них выжили три, достигнув высокой стоимости, хотя на ходу сегодня только заводской автомобиль. Нужно поблагодарить «Мерседес» за то, что этот автомобиль-участник «Гран-при» содержится в исправном состоянии и даже активно используется. Тот, кто хотя бы раз увидел и, тем более, услышал его в деле, никогда этого не забудет!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru