История кругосветной регаты Уитбред (Whitbread)

Прибрежные ветераны бывших гонок «Whitbread» олицетворяют высшие достижения яхтинговых технологий того времени. С современными лёгкими гоночными судами их вряд ли можно сравнить. Обратимся к захватывающей истории гонок «Whitbread», самой известной командной регаты мира.

Портсмут, 8 сентября 1973 года. В порту стоят 17 яхт со 167 участниками из семи стран, образуя поле сражения первых кругосветных гонок «Whitbread Around the World Race». Несколькими годами раньше Френсис Чичестер и Робин Нокс Джонстон показали, как можно объехать вокруг света в одиночку. Затем у Гая Пирса и Энтони Черчилля, двух британских яхтсменов, появилась идея командной регаты вокруг света по маршруту клипперов. В1971 году они связались с Королевской Военно-морской парусной ассоциацией по вопросу организации регаты. В одном из прокуренных пабов Портсмута состоялась их встреча с полковником Биллом Уитбредом, наследником пивоваренной фирмы, и адмиралом Отто Штайнером из Ассоциации RNSA. После нескольких порций пива была принята концепция и сразу же определён спонсор.

Через два года подготовки гонки могли стартовать. Регату планировалось проводить в четыре этапа по маршруту длиной 30 тысяч миль. Начинался он в Европе, огибал Африку, проходил по южной части Тихого океана до Южной Америки и вёл назад в Англию. Каждый этап оценивался отдельно в очках, причём пройденное под парусом время переводилось в расчётное время, чтобы можно было сопоставить различные типы и размеры яхт. Владельцы суден длиной от 32 до 80 футов должны были внести стартовую сумму в размере 150 фунтов. В результате возник разнообразный по своему составу флот, похожий, скорее, на пёстрое собрание средиземноморских круизных кораблей, чем на группу участников регаты.

Насколько различными были яхты, настолько отличались и шкиперы с командами. Энергичный морской офицер Эрик Табарли, известная даже за пределами родной Франции фигура парусного спорта, стартовал на яхте «Pen Duick VI». На яхте «Great Britain II» царили строгие военные порядки: её шкипер Чей Блит был сержантом Британской Армии. Он уже пересекал Атлантический океан на гребном судне и совершил одиночное кругосветное путешествие с востока на запад. Его команда состояла из парашютного подразделения «Красные береты» и была в отличной форме, но обладала совсем небольшим опытом хождения под парусами. Рядом со специально изготовленными 70-футовыми кэтчами Табарли и Блита на якоре стояла также ретро-модель: яхте «Петер из Данцига» было уже почти четыре десятилетия. Управляли ею члены Академического парусного объединения из города Киля, приступившие к морскому приключению с бюджетом в размере около 25000 евро и загрузившие более тонны провианта, в том числе 200 кг консервированного картофеля и 75 кг сахара. Но всех превзошла по запасам еды 65-футовая яхта типа «swan» — «Sayula II», принадлежавшая мексиканскому миллионеру, королю стиральных машин Рамону Карлину. Эта яхта производства «Nautor» обладала даже морозильником, а шеф-повар обеспечивал экипажу кулинарное разнообразие. Винный погреб также был хорошо укомплектован; по возвращении Карлин произвёл инвентаризацию: оказалось, в среднем в день уходило по шесть бутылок, а всего корабль был в пути 152 дня …

Другая английская команда отнеслась к алкоголю совсем иначе: шкипер Родди Эйнсли, отец олимпийского победителя Бена Эйнсли, поблагодарив спонсора, отказался от 1500 банок пива «Гиннес», ведь это было бы излишним балластом. Он взял на борт лишь небольшой запас, слегка уступив ворчанию двенадцати приглашённых матросов, заплативших по 4000 фунтов за путешествие на яхте «Second Life», — остальное отправили судном в Кейптаун. Видно, Родди решил вначале убедиться в устойчивости команды к алкоголю. Его соотечественник Блит выказал ещё большую щепетильность относительно веса и непримиримость к спиртному, пожелав управлять «сухим» судном — без алкоголя, с одним лишь порошковым питанием, разводимым водой. Однако, похоже, эта концепция себя не оправдала: уже на втором этапе Блит ввёл «счастливый час», когда можно было заказать на выбор два пива либо два крепких напитка. По его собственным словам, мораль и общение в команде после этого значительно улучшились.

«Балласт» совсем иного плана занимал Табарли: ураниевый киль (! ) его судна вызывал слишком большие сомнения у руководства гонок, и лишь перед стартом француз получил зелёный свет. К сожалению, позже появились проблемы с верхней частью: «Pen Duick VI» — первое судно Уитбреда со сломанной мачтой. Яхта, шедшая до этого момента в чётко заданном направлении, затем взяла курс на Рио-де-Жанейро с аварийным такелажем. Тем временем в Швейцарии уже изготавливали новую титановую мачту, которую должен был доставить в Бразилию французский военный транспортный самолёт КС-135. К сожалению, 82-футовая мачта оказалась длиннее грузовой кабины, поэтому её укоротили настолько, чтобы закрылся люк. Несмотря на остановку для ремонта, яхта «Pen Duick VI» прибыла в Кейптаун за два дня до начала второго этапа — установив новый временной рекорд на этом маршруте.

На следующем этапе мореплавателей настигли серьёзные испытания. Флот был не только обессилен штормами в Индийском океане, но и поплатился человеческими жизнями: смытых за борт Пола Уотерхауса с яхты «Тauranga» и Доминика Гиле с «Export 33» спасти не удалось. 65-футовая «Sayula II» легла на воду, почти весь экипаж был ранен. На этом трудном маршруте Эрик Табарли использовал всё своё мастерство, показав выдающийся результат — 305 миль за сутки. Он прибыл в Сидней первым, но, согласно расчётному времени, победа на этапе досталась «Sayula II». С каждой прибывающей яхтой перечень убытков становился длиннее: «Great Britain II» потеряла бизань-мачту, на польском судне «Otago» с экипажем из рабочих гданьской верфи недоставало верхней части бизань-мачты, у английской яхты «Adventure» появились проблемы с рулевым управлением, хотя она всё же достигла финиша.

Оставшиеся 15 яхт со свежими силами вышли на линию старта для прохождения третьего этапа Кейптаун-Сидней. На британском судне «Adventure» поменялись шкипер и команда: спонсируемое Военно-морским флотом соревнование проходило под девизом «Тренинг выживания», поэтому возможность рискнуть головой должны были получить как можно больше людей … Табарли продолжала преследовать неудача: 30 декабря, всего через два дня после старта, он во второй раз теряет головную мачту и выбывает из соревнований. Немилостивой была и судьба «Great Britain II». Член её экипажа Берни Хокинг уже однажды падал за борт, ещё в начале первого этапа, во время ночного шторма — тогда его удалось спасти. Но когда в южной части океана сила ветра достигла 5 баллов, снова прозвучала тревога: «Человек за бортом! » Двухчасовые поиски Хокинга в штормящем море успеха не принесли. Военная команда Блита, прошедшая жёсткую подготовку, справилась с шоком и настойчиво продолжала плыть. Однако сейчас участников регаты ждал Эверест парусного соревнования: до 1974 года количество яхтсменов, обогнувших мыс Горн, можно было пересчитать по пальцам обеих рук. Теперь же, с первыми гонками «Whitbread», это число сразу удвоилось. На мысе ждал патрульный антарктический корабль «HMS Endurance», чтобы обеспечить безопасность участников. Некоторые команды были этому рады, другие презрительно называли его присутствие «помощью слабакам». Яхта «Adventure» — из тех, кто предпочёл бы никогда не видеть «Endurance»: во время салюта в честь храбрых коллег вооружённый военный корабль своим залпом продырявил её грот …

Рио, мы идём! Печально известный штормовой мыс неожиданно показал себя со спокойной стороны. Тем не менее, все участники были рады, когда, наконец, смогли взять курс на север, на Рио-де-Жанейро. Непромокаемая одежда того времени из прорезиненного хлопка была настолько же далека от сегодняшних высокотехнологичных костюмов, как барабан туземцев от смартфона. С каждым днём температура воздуха росла, солнце иссушало кожу. Флот достиг Сахарной головы аккурат к легендарному карнавалу, впереди всех — «Красные береты» яхты «Great Britain II». Чествование героев, сход на берег, самба на улицах, полуобнажённые женские тела в танце — именно об этом мечтали кругосветные мореплаватели. Теперь, после пяти месяцев на воде, они хотели лишь одного — веселиться!

Во время старта последнего этапа было введено новшество. Чтобы привлечь внимание средств массовой информации к прибытию группы в Портсмут, участники должны были выйти в море строем пеленга: вначале небольшие яхты — затем суда покрупнее. Через 144 дня (новый рекорд для кругосветных яхтсменов) Чей Блит и его команда получили почётное звание «First ship home». «Great Britain II» победила как самая быстрая яхта на трёх из четырёх этапов, хотя в общем зачёте этого хватило лишь для шестого места. Неожиданно, согласно расчетному времени, победителем стала «Sayula II», и Рамон Карлин, как всякий мексиканец в такие моменты, надел своё лучшее сомбреро и пустился праздновать с экипажем дни и ночи напролёт. Вместо больших денежных призов победителям подарили лишь скромный серебряный кубок и несколько медалей, спонсированных пивоварней «Whitbread & Company Limited», чьё название получило мировую известность благодаря этой регате.

Триумф требовал повторения. Тем более что не было недостатка в новых, жаждущих победы яхтсменах. Гонки «Whitbread 1977/78» начались для 15 участников 27 августа 1977 года в Саутгемптоне в дождливую штормовую погоду. Лидировала яхта «Flyer» конструкции «Sparkman & Stephens», одержав победу под началом шкипера Корнелиуса ван Ритшотена из Нидерландов, который получил прозвище Летучий Голландец. Швейцарец Пьер Фельманн впервые вывел на старт отечественную яхту «Disque d’Or», положив тем самым начало традиции морского парусного спорта в Швейцарии.

Четырьмя годами позже, 8 августа 1981 года, для участия в регате «Whitbread 1981/82» в Саутгемптоне отчалило уже почти вдвое больше яхт. На всех четырех этапах, согласно пройденному времени, победила макси-яхта «Flyer II», сконструированная Германом Фрерсом. Впечатлял и повторный рекорд Корнелиуса ван Ритшотена в конце регаты: он взял все призы — и за пройденное, и за оцененное время.

Для участия в гонках «Whitbread 1985/86» 29 сентября 1985 года в Саутгемптоне вновь собрались 15 суден. Яхта «L’Esprit d’Equipe» со шкипером Лайонелом Пином победила в регате, пройдя маршрут за 111 дней и 23 часа, согласно исправленному времени. Пьер Фельманн, участвующий в регате третий раз, первой привёл к финишу самую быструю яхту в разряде реально пройденного времени — «UBS Switzerland». В тот раз яхта Фельманна установила особенный рекорд — как самая крупная конструкция из углеводорода в мире! Многие члены экипажа позже стали успешными яхтсменами, среди них Доминик Вавр, Жерар Рогив и Георгес Вагнер. Вторым судном, представившим Швейцарию, была яхта «Shadow of Switzerland» Отто и Норы Цеендер-Мюллер. Судном «Lion New Zealand» руководил шкипер Питер Блейк, в составе экипажа в роли наблюдающего капитана был также некто Грант Далтон. Среди многих звёздных шкиперов — Симон Ле Бон, певец группы «Дюран Дюран», настоящая поп-звезда своего времени, плывший на борту собственной яхты «Drum», Скип Новак, участвовавший уже в третьей из четырёх гонок «Whitbread». Впервые использовалась и спутниковая система отслеживания местонахождения всех яхт.

Гонки «Whitbread 1989/90» явились вехой в истории регаты. Впервые проводилась оценка результатов по различным классам яхт («Whitbread Trophy Class А», «Non-Maxis», «Cruiser Class А» и «D»). Вторым новшеством стал женский экипаж во главе с Трейси Эдвардс (впоследствии традиция закрепилась). В 1985 году Эдвардс была ещё коком на судне «Atlantic Privateer», а теперь приобрела 18-метровую яхту Пьера Фельманна «Disque d’Or», переименовав её в «Maiden». Доктор Ёхен Оргельманн из Германии вышел на старт с яхтой «SchICissel von Bremen», а шкипер Гарм Люллер-Рёльк даже выиграл один этап в своём классе. Питер Блейк из Новой Зеландии стоял на старте уже пятый раз, а в роли шкипера — третий, причём на яхте своей мечты — «Steinlager II». Шансы были высоки: богатый опыт всех предыдущих гонок, глубоко мотивированный и опытный экипаж (Брэд Баттерворт, позднее шкипер на «Alinghi», выполнял на борту функцию наблюдающего капитана), а также щедрый спонсор. Миллион новозеландских долларов списался уже в самом начале, когда корпус корабля стал распадаться через несколько дней после изготовления.

«Steinlager II» — первая яхта, выполненная композитным способом, и этот опыт достался высокой ценой. При второй попытке на риск уже не пошли — новая конструкция стала «крепкой, как скала».

Визионер Блейк приобретает два компьютера «Макинтош» неизвестной тогда компьютерной марки «Apple» и загружает в них собранные по всему миру данные о погоде. На их основе, а также с учётом полярных сведений яхты он может рассчитывать различные маршруты и легче принимать тактические решения. Этот вполне обычный сегодня процесс в то время был революционным достижением. Когда же больше ничего не помогало, Блейк просто надевал свои «счастливые красные носки» — и вуаля: «Big Red» находил подходящий бриз, оставляя всех соперников позади, «в штилевой полосе». На всех шести этапах огненно-красный кэтч финишировал первым, побеждая даже согласно рассчитанному времени и весьма огорчая своего соотечественника Гранта Далтона, который также сделал ставку на концепцию кэтча для яхты «Fisher & Paykel». Любопытно, что сразу три яхты были изготовлены дизайнерским бюро Брюса Фарра, тоже новозеландца — новым кэтчем Фарра под названием «The Card» Роджер управлял Нильсен.

Читайте: Морское путешествие на яхте

Шкипер Лори Смит на яхте «Rothman’s» не хотел мириться с лидерством «Steinlager II», подозревая нарушение правил. Он многократно заявлял протест и даже организовал повторные замеры, однако безуспешно. Когда во время остановки в Окланде «Steinlager II» получил новое противообрастающее покрытие, Смит потребовал проверить киль. У финского экипажа яхты «Martela» времени на такие игры не было: обогнув мыс Горн, яхта потеряла киль и перевернулась. Суда-участники «Merit» и «Charles Jourdan» приняли экипаж и доставили его в безопасности в Пунта-дель-Эсте. На яхте «Фазиси» из СССР также разыгралась драма: капитан Алексей Грищенко покончил жизнь самоубийством. Его место занял шкипер Новак и, несмотря на все невзгоды, в целости и сохранности привёл русскую яхту вместе с её неорганизованным экипажем к следующему этапу.

Гонки «Whitbread 1993/94» проводились, как и в предшествующих регатах, на различных типах яхт, дополненных специально созданным новым модельным рядом W60. Различия, как обычно, компенсировались вспомогательными правилами: при победе Питера Блейка последняя яхта финишировала на 53 дня позже, чем «Steinlager II». Макси-яхты и модели W60 находились в прямой конкуренции, что делало гонки еще интенсивнее и напряжённее. Победила «NZ Endeavour», макси-яхта под управлением шкипера Гранта Далтона, финишировав на 9 часов раньше конкурента Росса Филда и его яхты «Yamaha» типа W60. С этой регатой завершилось и время расцвета больших океанических кэтчей — технологии производства яхт чрезвычайно продвинулись, и маленькие шлюпы теперь почти так же быстры, как большие двухмачтовые суда, смотрящиеся неожиданно старомодно на фоне современного дизайна. Важным фактором являются и затраты. Ни один из спонсоров больше не может и не хочет позволить себе затратное использование макси-кэтча. Небольшие яхты W60 требуют меньшего экипажа и парусного гардероба, обеспечивая увлекательные гонки с аналогичными показателями. В регате «Whitbread Round the World Race for the Volvo Trophy» 1997/98 годов участвовали уже только яхты «единого класса» W60; расширение названия произошло из-за первого выступления призового спонсора «Вольво». Начисление очков осталось, однако в этот раз не по причине различного размера яхт, а для оценки коротких и долгих этапов по их важности. В целом, итог должны решить девять этапов. На последних гонках «Whitbread» победил Пол Каярд на яхте «EF Language» с опережением соперников на 138 очков. Через три года классическая регата вновь начнёт вписывать страницы в историю парусного спорта — уже под названием «Volvo Ocean Raoce».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru