Галикарнасский мавзолей

От Галикарнасского мавзолея, почитавшегося древними одним из величайших архитектурных сооружений, до наших дней сохранилось около сотни обломков колонн, несколько покрытых барельефами фризов и статуй (в основном, в Британском музее). Считается, что здание было практически целиком разобрано в XVI веке на строительный материал для замка рыцарей ордена апостола Иоанна, что высится неподалеку на самом берегу моря. Иоанниты тогда готовились к отражению наступления турок-османов и спешно укрепляли свою главную твердыню на побережье (к слову, не помогло).

Рыцари, разобравшие усыпальницу, оставили описание ее великолепного внутреннего убранства. Согласно их отчету, однажды, добравшись до грота, в котором находилось захоронение, они были вынуждены прекратить работу ввиду позднего времени, намереваясь вернуться сюда утром. Однако, на другой день, их встретили лишь разбитое надгробие и вскрытое погребение. На земле были разбросаны обрывки золотой парчи и золотые пластинки. Видимо, пираты, облюбовавшие в те годы это побережье, проникли ночью в обнаруженное иоаннитами помещение и нашли, чем поживиться.

Знаменитая на весь древний мир усыпальница царя Мавзола высилась в центре столицы Карии — Галикарнасе (в наши дни — Бодрум, один из главных курортных центров Турции) и составляла единый архитектурный ансамбль с храмами воинственного Ареса, жеманной Афродиты и хитрющего Гермеса, стоящими чуть выше — на склоне холма, по которому город спускался к морю. Строительство ее было начато в 353 году до н.э., еще при жизни Мавзола и управлялось его сестрой и женой (такие уж были нравы!) Артемисией.

Хотя, согласно легендарной версии, безутешная вдова повелела возвести роскошную гробницу уже после смерти царя. Рассказывают даже, что после кремации она высыпала его прах в кубок, смешала с водой и благовониями, а затем выпила.

По словам римского историка Плиния, в грандиозном строительстве принимали участие лучшие мастера того времени: Скопас, работавший над возведением второго храма Артемиды в Эфесе, также вошедшего в число «великолепной семерки» древности, Бриаксид, Тимофей и Леохар, ставший впоследствии придворным архитектором Александра Македонского. В облике Галикарнасского мавзолея, в целом сохраняющего греческие традиции и строительные приемы, явно проступает влияние восточной архитектуры. Строители возвели усыпальницу в форме почти квадратного здания, на первом этаже которого находились погребальные урны Мавзола, а впоследствии, и самой Артемисии. Снаружи и внутри глухие стены погребальной камеры площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, были облицованы белым мрамором. По верху первого этажа тянулся фриз, изображавший битву греков с амазонками. На втором этаже, окруженном портиком с изящной колоннадой, хранились погребальные дары, а все сооружение венчала тяжелая ступенчатая пирамида с мраморной квадригой: в колеснице стояли статуи царственной четы. По периметру гробницы располагались статуи львов и гарцующих всадников.

Плиний утверждал, что все сооружение достигало в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть около шестидесяти метров, другие авторы называют несколько большие или меньшие цифры.

Очевидно, мавзолей был слишком величественным, парадным и богато декорированным, чтобы считаться по-настоящему красивым. Что, впрочем, не помешало древним называть его «чудом света». По всему Средиземноморью воздвигали более или менее удачные уменьшенные копии сооружения. Одна из них, римского периода, сохранилась неподалеку, в городе Милас, стоящем на дороге в Бодрум (так что, будет желание посмотреть — мимо не проедете). Копия неплохо сохранилась (видимо, потому что поблизости не было рыцарских крепостей) и представление об оригинале оно худо-бедно дает.

Артемисия добилась своего. Память о любимом ее человеке пережила века, но отнюдь не благодаря величественному сооружению, которое в конце концов не устояло перед натиском времени. Имя карийского царя со времен древнего Рима вошло во все европейские языки, ведь слово «мавзолей» значит не что иное, как «гробница Мавзола».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru