Галикарнасский мавзолей
От Галикарнасского мавзолея, почитавшегося древними одним из величайших архитектурных сооружений, до наших дней сохранилось около сотни обломков колонн, несколько покрытых барельефами фризов и статуй (в основном, в Британском музее). Считается, что здание было практически целиком разобрано в XVI веке на строительный материал для замка рыцарей ордена апостола Иоанна, что высится неподалеку на самом берегу моря. Иоанниты тогда готовились к отражению наступления турок-османов и спешно укрепляли свою главную твердыню на побережье (к слову, не помогло).
Рыцари, разобравшие усыпальницу, оставили описание ее великолепного внутреннего убранства. Согласно их отчету, однажды, добравшись до грота, в котором находилось захоронение, они были вынуждены прекратить работу ввиду позднего времени, намереваясь вернуться сюда утром. Однако, на другой день, их встретили лишь разбитое надгробие и вскрытое погребение. На земле были разбросаны обрывки золотой парчи и золотые пластинки. Видимо, пираты, облюбовавшие в те годы это побережье, проникли ночью в обнаруженное иоаннитами помещение и нашли, чем поживиться.
Знаменитая на весь древний мир усыпальница царя Мавзола высилась в центре столицы Карии — Галикарнасе (в наши дни — Бодрум, один из главных курортных центров Турции) и составляла единый архитектурный ансамбль с храмами воинственного Ареса, жеманной Афродиты и хитрющего Гермеса, стоящими чуть выше — на склоне холма, по которому город спускался к морю. Строительство ее было начато в 353 году до н.э., еще при жизни Мавзола и управлялось его сестрой и женой (такие уж были нравы!) Артемисией.
Хотя, согласно легендарной версии, безутешная вдова повелела возвести роскошную гробницу уже после смерти царя. Рассказывают даже, что после кремации она высыпала его прах в кубок, смешала с водой и благовониями, а затем выпила.
По словам римского историка Плиния, в грандиозном строительстве принимали участие лучшие мастера того времени: Скопас, работавший над возведением второго храма Артемиды в Эфесе, также вошедшего в число «великолепной семерки» древности, Бриаксид, Тимофей и Леохар, ставший впоследствии придворным архитектором Александра Македонского. В облике Галикарнасского мавзолея, в целом сохраняющего греческие традиции и строительные приемы, явно проступает влияние восточной архитектуры. Строители возвели усыпальницу в форме почти квадратного здания, на первом этаже которого находились погребальные урны Мавзола, а впоследствии, и самой Артемисии. Снаружи и внутри глухие стены погребальной камеры площадью 5000 квадратных метров и высотой около 20 метров, были облицованы белым мрамором. По верху первого этажа тянулся фриз, изображавший битву греков с амазонками. На втором этаже, окруженном портиком с изящной колоннадой, хранились погребальные дары, а все сооружение венчала тяжелая ступенчатая пирамида с мраморной квадригой: в колеснице стояли статуи царственной четы. По периметру гробницы располагались статуи львов и гарцующих всадников.
Плиний утверждал, что все сооружение достигало в высоту ста двадцати пяти локтей, то есть около шестидесяти метров, другие авторы называют несколько большие или меньшие цифры.
Очевидно, мавзолей был слишком величественным, парадным и богато декорированным, чтобы считаться по-настоящему красивым. Что, впрочем, не помешало древним называть его «чудом света». По всему Средиземноморью воздвигали более или менее удачные уменьшенные копии сооружения. Одна из них, римского периода, сохранилась неподалеку, в городе Милас, стоящем на дороге в Бодрум (так что, будет желание посмотреть — мимо не проедете). Копия неплохо сохранилась (видимо, потому что поблизости не было рыцарских крепостей) и представление об оригинале оно худо-бедно дает.
Артемисия добилась своего. Память о любимом ее человеке пережила века, но отнюдь не благодаря величественному сооружению, которое в конце концов не устояло перед натиском времени. Имя карийского царя со времен древнего Рима вошло во все европейские языки, ведь слово «мавзолей» значит не что иное, как «гробница Мавзола».