Жак-Ив Кусто, биография
Жак-Ив Кусто (1910-1997) — французский исследователь подводного мира, автор книг, режиссер знаменитой «Подводной одиссеи команды Кусто», вызвавшей высокий зрительский интерес в мире. Сегодня мы решили рассказать вам биографию, историю успеха этого выдающегося океанографа.
Мы помним Жака-Ива Кусто как обаятельного и неутомимого исследователя морских глубин, который с экрана телевизоров вместе со своей командой знакомил нас с подводным миром. Этот человек стал настоящей телезвездой, образцом для подражания, но, как всегда, за кадром остались детали его славы и работы.
Открытие подводного мира
Одним из первых интересов Кусто была морская авиация, но в молодости он попал в автомобильную аварию, катаясь на спортивной машине своего отца. Получив множество повреждений, он мог лишиться одной руки, но не дал отнять ее медикам и разработал до восстановления за восемь месяцев. Все же от авиации пришлось отказаться.
В 1936-м году Кусто служил во флоте и сдружился с двумя заядлыми ныряльщиками офицерами Филиппом Тайе и Фредериком Дюма. Отрабатывая технику плавания кролем, Кусто попробовал погрузиться в море в специальных очках. «В тот момент я думал о море лишь как о соленой среде, разъедающей мне глаза. И вдруг мне открылось поразительное зрелище: подводные скалы, покрытые зарослями, зеленых, бурых, серебристых водорослей, среди которых плавали в кристально чистой воде неизвестные мне дотоле рыбы», — позже напишет Кусто в своей книге «В мире без молви я» (1953). Когда он вынырнул за воздухом, увидел суету города и понял, сколько неизведанного скрыто от человеческого глаза. Позже понял он и то, что для длительного нахождения под водой нужен более совершенный, чем существующие, аппарат для подводного дыхания.
Уже в 1943-м году Кусто держит в руках акваланг — автоматический дыхательный аппарат для подводных исследовании, изобретенный им совместно с инженером Эмилем Ганьяном. Аппарат работал на сжатом воздухе и, по признанию самого Кусто, был плодом многолетних трудов и мечтании, тем более что испытывая предыдущие, он однажды опять чуть не погиб. Именно благодаря этому изобретению подводный мир стал доступнее для человека, и теперь погружение на глубину не приносило такого вреда здоровью. Пригодились акваланги и во время Второй мировой войны — при помощи них солдаты устанавливали мины на немецкие суда.
Дыхание под водой было не единственным препятствием на пути серьезных исследований. Кусто хотел, чтобы подводники могли чувствовать себя как рыбы в воде — для этого ему и его соратникам нужно было победить холод для работы в любой период года. В 1946-м году после нескольких неудачных попыток Кусто удалось создать костюм, который не тянул ныряльщика вверх-вниз из-за своей надутости при помощи спуска лишнего воздуха из специальных клапанов.
Кусто – «Суперзвезда»
Настоящая работа начинается в 1950-м году. Кусто приобретает бывший минный тральщик «Калипсо», принадлежащий ранее британским ВМС. Материальная помощь для покупки приходит от четы Гиннессов. Кусто оборудует его всем необходимым для морских исследований, в том числе отсеком для непрерывного подводного наблюдения. Через три года выходит первая по счету книга Кусто «В мире безмолвия», где он описывает начало своего увлечения.
После изобретения акваланга Кусто может спокойно заниматься любимым делом, существуя на процент от запатентованного аппарата, но он хочет совершить настоящий прорыв в технике.
В 1956-м году первый по счету полнометражный фильм Кусто «В мире безмолвия», с детства увлеченного фотографией и режиссурой, вызывает настоящий фурор. На премьеру в театр на Елисейских полях в Париже приходят важные политики и знаменитости. Лента, снятая совместно с режиссером Луи Малем получает Оскар и Пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля как лучший документальный фильм. В следующем году эти награды опять достаются Кусто.
Через десять лет, в 1966-м году начинается «Подводная одиссея команды Кусто», к этому времени капитан понимает, что будущее — за телевидением, и именно оно принесет ему большую известность, нежели кино. Заключив контракт с одним из американских каналов, он получает славу и на этом континенте. Успеху Кусто у англичан посодействовал репортер Ян Флеминг, будущий автор книг о Джеймсе Бонде, публиковавший в The Times свои репортажи с корабля «Калипсо».
Практически всем фильмам Кусто присуща доля наивности и искусственности, с которой рассказывается о работе команды, об их общении и быте, что послужило поводом для появления таких фантасмагорических фильмов как «Водная жизнь Стива Зиссу» (2004) режиссера Уэса Андерсона. Фильм насыщен узнаваемыми и гротескно обыгранными деталями и атрибутами успешного тогда путешественника, ставшего частью послевоенной массовой культуры.
Фильм «Водная жизнь Стива Зиссу» (2004) Уэса Андерсона — смесь пародии, фантасмагории и трагикомедии, отсылающая нас к образу знаменитого Жака-Ива Кусто.
Стив Зиссу — исследователь подводного мира, фильмы которого до определенного момента пользовались огромным успехом. Но в последнее время все идет не так: кинокартины не так впечатляющи, богатой жене и инвесторам он надоел, да и его друга в последней экспедиции съела акула. Новый фильм Зиссу, как раз посвященный гибели его напарника Эстебана дю Плантье, не вызывает у пресыщенной публики особого сочувствия. Сам Стив на премьере отрешен, будто его эта трагическая история мало волнует, мало того, он и сам не вполне уверен, существует ли эта акула. Абсурдности придает встреча с его возможным сыном, молодым летчиком, с матерью которого у Стива была связь. Фильм Андерсона пестрит отсылками к образу Кусто, который до сих пор в трендсеттерах моды на красные шапочки. Герой Билла Мюррея в ней даже на красной ковровой дорожке. Идентичные головные уборы носят все члены команды Зиссу, а их ярко-голубые футболки напоминают небо в оскароносном фильме самого Кусто «В мире безмолвия».
Андерсон всячески открещивался от называния фильма пародией и даже вложил в уста Стива Зиссу слова про Кусто, но получился еще больший каламбур.
В фильме слишком много аллюзий к биографии Жака-Ива Кусто: изобретения, внебрачные дети, две жены, богатые инвесторы, журналисты на борту, взорванные динамитом рыбы, съемки фильмов и их пышные презентации.
От «убийства» к защите природы
Кусто нещадно критиковали и обвиняли в непрофессионализме, в ненаучности его исследований. Самого капитана это не задевало, в отличие от его команды, которую каждый раз сбивала с боевого настроя подобная критика, Кусто подчеркивал, что наука его не интересует, пусть лучше она использует изобретенную им технику. Все же Кусто одним из первых начал открывать подводный мир, хоть зачастую весьма спорными методами. В 50-х годах еще не было границ дозволенного, поэтому в начале своей работы его храбрая команда погубила немало морских обитателей.
В первом полнометражном фильме французы взрывают рыб динамитом, говоря, что на сегодняшний день это единственный способ изучения их видового разнообразия, случайно убивают кашалота и отдают его на съедение акулам, а на десерт убивают и парочку этих хищников. Однако жестокость подобных трюков не мешает ранним фильмам Кусто получать престижные кинонаграды. Тем не менее, даже у ученых тогда не было столько возможностей для изучения подводного мира, поэтому у критиков не оставалось шансов. Только позже Кусто и его команда станут яростными защитниками окружающей среды и водного мира.
Когда на корабле кто-то жаловался на то, что им положен отдых, капитан Кусто говорил, что только у него есть права на этом судне. Кусто был, по мнению Эмиля Ганьяна, харизматичным лидером, поэтому за ним шла команда, зачастую состоящая из таких же непрофессионалов. Формула успеха Жак-Ива Кусто — бить в одну точку, медленно, но верно идти к одной цели. Преодолевая материальные сложности, нехватку оборудования, Кусто всегда стремился использовать в работе только одни из самых лучших и новейших приборов, часть из которых ему приходилось изобретать самому. У капитана были отличные объективы для подводной съемки, его команда первая создала подводную лодку для работы в океане, с которой велась киносъемка на глубине около 370 метров, а пребывание в ней подводников достигало месяца.
Одним из изобретений Кусто считается и «ныряющее блюдце». Так он назвал подводную лодку особой конструкции, мало похожую на блюдце и формой, и размерами.
За свою жизнь Кусто снял около 126-ти фильмов, среди них короткометражные, полнометражные фильмы и телевизионные серии. 53 фильма содержат сцены жесткости. Чтобы посмотреть все киноленты, снятые и спродюсированные этим французским исследователем, потребуется неделя непрерывного просмотра без сна и отдыха. На русский язык переведена 21 книга Жака-Ива Кусто.
В 1996-м году «Калипсо» затонул после столкновения с баржей в сингапурском порту. Теперь корабль является достоянием морского музея города Ла Рошеля во Франции, как и остальные атрибуты знаменитой команды. Жак-Ив Кусто был для своего времени настоящим героем дайвинга, который породил массу последователей, снимающих передачи о подводном мире, в частности в России («Подводный мир с Андреем Макаревичем»). Одной из последних его идей, успешно перенятых обществом Кусто, стало сохранение богатства природы для будущих поколений.
Жак Кусто был одним из наиболее значительных исследователей морей и создателей документальных фильмов. Он усовершенствовал лёгочный автомат для водолазов, спроектировал различные подводные лодки, разработал акваланг с баллоном со сжатым воздухом и водонепроницаемые камеры. В течение многих лет он восхищал миллионную публику телевизионным сериалом «Тайны морей». Изборождённое морщинами лицо Жака Кусто в неизменной красной вязаной шапке можно было видеть на борту его исследовательского судна «Калипсо». Он и его команда искали Атлантиду, исследовали Амазонку, пересекали Атлантический океан и рассказывали зрителям об акулах, ледяных замках, коралловых рифах и затонувших кораблях. Француз знал, как увлечь таинственным подводным миром целые поколения. Он придавал голос молчащим океанам. Кусто был прирождённым водолазом. В 1947 году ему удалось достичь глубины 91, 5 метра без каких-либо вспомогательных средств. Этим он установил мировой рекорд в автономном нырянии — а ведь когда-то, ещё в школе, ему запретили плавать из-за болезненного телосложения. Кусто видел себя посланником морей. Однако защитники животных обвиняли первопроходца подводного мира в том, что он не всегда показывает аутентичные снимки. По их словам, чтобы удовлетворить жажду сенсаций, присущую публике, он организовывал бойню акул и накачивал осьминогов наркотиками. И, кроме того, финансировал свои экспедиции с помощью крупных промышленных концернов. Несмотря ни на что, французы двадцать раз присваивали Кусто звание самого популярного соотечественника. А его фильмы показывают нам подводный мир, которого сегодня больше не существует.