«Сфера» (Дэйв Эггерс), отзыв
Мир полон литературных антиутопий. После того как Евгений Замятин издал в 1924 году роман «Мы», десятки авторов взялись описывать ужасы разного рода антигуманных государств будущего. Что естественно, за условным миром, погрязшем в тоталитаризме, всегда скрывался мир реальный, и каждый автор пытался предугадать последствия несовершенства своей эпохи.
Главная героиня сатирической антиутопии Дейва Эггерса — совсем не героиня и уж точно не борец с системой. Мэй Холланд — отчаянная фанатка крупной транснациональной IT-корпорации «Сфера», куда ей посчастливилось устроиться на работу. Корпоративная этика строится на утверждениях, схожих с оруэлловскими: «Тайна — это ложь», «Делишься — значит любишь», «Личное — это ворованное». Полная открытость трактуется как общее благо. Чтобы понять мир, который описал Эггерс, не нужен путеводитель по авторитарным режимам. Автор не говорит намеками, он открытым текстом указывает на тягу современного человека к подчинению. На примере Мэй автор показывает постепенную деградацию Homo sapiens в Homo diaphanus, человека прозрачного. И что самое страшное — этот переход безобиден. Люди, комментируя друг друга в социальной сети, добровольно идут навстречу абсолютному контролю ради безопасности.
Число явных «жертв режима» в романе останавливается на единице. Здесь никто не возглавляет тайный революционный кружок и не стремится взорвать главный офис. В этом кроется особенность Эггерса — он смотрит в будущее и не видит там места бунту, не видит действенного механизма протеста. Когда из миллионов страдает один, кто отправит его мучителю грустный смайлик?