Проекты Хельмута Яна
В 2014 году престижную премию 10 Year Award получило здание почтового ведомства, спроектированное Хельмутом Яном. Международный совет по высотным зданиям и городской среде (CTBUH) признал 163-метровую высотку лучшим зданием последнего десятилетия. О своем видении архитектуры и ее будущего он и поведет речь.
По мере того как развивалась цивилизация, города строились и раздавались вширь, хаотично разрастаясь вокруг торговых путей или оборонительных стен. В наши дни в таких мегаполисах, как Токио, Мумбай или Мехико, уже негде широко улыбнуться из-за все увеличивающейся плотности населения. Именно это заставляет архитекторов и специалистов городского планирования направлять свои стремления ввысь, строя многоэтажки и высотки, царапающие небо.
С учетом все возрастающей важности разумного использования природных ресурсов архитектура сегодня становится, как никогда, близка к экологии. Одним из мастеров экологической архитектуры является всемирно известный немецко-американский архитектор Хельмут Ян. В его послужном списке много наград, а также достижений с пометкой «самый». Спроектированный им аэропорт Суварнабхуми в столице Таиланда Бангкоке является самым большим стеклянным сооружением на планете, кроме того, на территории аэропорта расположена самая высокая в мире диспетчерская башня (132,2 м).
Или то же здание почтового ведомства Post Tower в Бонне, удостоенное в прошлом году награды не только или, вернее, даже не столько за дизайн, сколько за синтез дизайна с инженерными решениями. Например, эта постройка потребляет энергии на 79% (!) меньше, чем стандартное офисное здание такого же размера, что, безусловно, сделало Post Tower лидером среди энергоэффективных высотных зданий на планете.
Таких выдающихся результатов архитектору и его команде удалось добиться благодаря… желанию сэкономить. Чтобы избежать лишних трат на масштабную систему кондиционирования воздуха, небоскреб оснастили двойным фасадом с регулируемыми элементами и здание построили таким образом, чтобы максимально использовать направление ветров и даже стороны света, что помогло обеспечить эффективную естественную вентиляцию.
На примере строительства Post Tower можно объяснить рабочую философию проектов Хельмута Яна. С самого начала своей карьеры он всеми силами стремился размывать границы между архитектурой и инженерией и даже придумал для этого специальный термин «архинерия» (archineering). Основная идея его подхода состоит в том, чтобы архитекторы больше задумывались о технической стороне проектируемых решений, а инженеры, в свою очередь, не забывали учитывать эстетические аспекты при выборе технологий.
Идея о подобном сплаве двух соседствующих областей возникла у Яна в начале 90-х годов, когда он увлекся теорией разумного замысла, согласно которой высший разум создал все, что существует во Вселенной: от простейших живых организмов до, собственно, самой Вселенной. Из этой теории выросло стремление Яна использовать естественные ресурсы (ветер, воду, естественную вентиляцию, дневной свет) и минимизировать механическое оборудование, чтобы возводить не только красивые, но и прочные, экологичные строения.
Стоит отметить, что развитию «архинерии» в огромной мере поспособствовало развитие компьютерных технологий, которые еще на этапе проектирования позволяют симулировать поведение здания в разных условиях и создавать 3D-модели. «Развитие ИТ-сектора уменьшило количество неизвестных в наших уравнениях и позволило лучше понимать комплексное взаимодействие зданий и их технических систем. Что, безусловно, дало возможность лучше проектировать, строить и вводить в эксплуатацию. В результате мы идем к более устойчивой с экологической точки зрения окружающей среде», — рассказывает Хельмут Ян.
Несмотря на то, что родился в Германии, а работает и живет главным образом в США, Ян — поистине межконтинентальный архитектор. Его проекты можно встретить и в США, и в Европе, и в Китае, и на Ближнем Востоке. Пожалуй, самое знаменитое детище архитектора — это здание Sony Center в Берлине. Его округлая крыша стала не только одной из самых узнаваемых крыш в городе, но и своеобразной визиткой Яна.
Однако функциональному хайтеку и немецкому рационализму архитектора совершенно не чужда поэтика неба — по проекту Яна в столице Латвии Риге строится высотный комплекс Z-Towers, который является воплощением мечты Хельмута — построить круглые здания. Мультифункциональный комплекс вместит в себя офисные помещения, фитнес-клуб, спа-салон, а также квартиры, владельцы которых будут наслаждаться «жизнью в облаках».
Но если со старушкой Европой все более или менее предсказуемо, то многие азиатские страны постоянно сталкиваются с такими проблемами, как дефицит жилья, транспортный коллапс, плохое водоснабжение. Одним из путей решения этих невзгод современных городов — и в особенности мегаполисов — является сооружение высотных зданий, которые позволяют увеличить доступное пространство. Подобное строительство, по мнению Яна, предоставляет массу возможностей для городов, потому что более эффективно использует имеющуюся инфраструктуру.
«Многофункциональные здания подобного типа создают живую среду, в которой расстояние от нужных точек должно быть максимально сокращено. Кроме того, следует развивать общественный транспорт. Нужно оставлять много пространства между небоскребами, чтобы в городах было много света и воздуха».
Архитектор не может не думать о будущем, так как считает, что на нем лежит ответственность за то, как люди будут жить и работать в или рядом с теми зданиями, которые он планирует спроектировать. В мыслях о грядущем Хельмут Ян большое внимание уделяет не только непосредственно «архинерии», но и социальному аспекту — его беспокоит, что в современном мире люди все меньше общаются между собой tete-a-tete благодаря наличию Интернета и мобильных технологий.
«Население городов стремительно растет, что, безусловно, бросает вызов будущему. Уже сейчас очевидно, что ключом к качественной окружающей среде и городам, в которых можно жить, а не выживать, являются функциональные и экологичные инфраструктуры. Индивидуальные транспортные средства нужно трансформировать таким образом, чтобы они занимали меньше места, потребляли меньше энергии, создавали меньше шума и загрязнений. Учитывая нашу цифровую эпоху, необходимо улучшать культурные и образовательные центры — они нужны людям для общения и взаимодействия».
Некоторые черпают вдохновение в природе, некоторые, скажем, в музыке. Что до Яна, то его музу следует искать в геометрии, а точнее — в геометрических формах. «Геометрические принципы можно найти и в природе, и в музыке, и в литературе, и, конечно, в архитектуре. Эти области взаимодействуют между собой и, само собой, становятся источником бесконечного вдохновения», — поясняет архитектор.
Все здания, построенные по проектам Яна, имеют одну общую черту — обилие стекла, которое символизирует эстетическую ценность современной архитектуры: простоту и ясность. Архитектор убежден, что не следует упрекать современный дизайн в «плоскости» или отсутствии собственного лица, потому что не всякий фасад с орнаментом является примером утонченности и красоты.
«У меня нет любимого материала. Я предпочитаю работать с любым материалом, который хорошо выполняет свою функцию в рамках поставленной задачи. Для несущих компонентов я часто, но не всегда, выбираю железо и бетон. Для фасадов — стекло и металл. Эти материалы прочны и долговечны. Кроме того, эти материалы могут быть переработаны после того, как здание, возведению которого они послужили, закончит свой жизненный цикл».
Отвечая на вопрос, чему архитектура может научить человека, Ян подчеркивает, что сама по себе архитектура как дисциплина является комплексной наукой и требует глубокого понимания жизни человека во всем ее разнообразии.
«Инвесторы и чиновники по всему миру начинают понимать ценность «зеленого» проектирования — как с экономической, так и с экологической точки зрения. Например, в Германии на уровне законодательства уже регламентированы требования к экологически устойчивому строительству, что помогает нам, как компании, добиваться поставленных целей и убеждать клиентов делать правильные вещи. Уже сейчас люди обращают внимание на экологические аспекты своего жилья или офисов, соответственно, они двигают рынок в этом направлении.»
Архитектура — это всегда мысль о будущем, иногда — автограф, оставленный в веках. Многие строители оставляют послания следующим поколениям в фундаментах зданий. Этот одновременно самонадеянный и романтический шаг Хельмут Ян совершает то же. «В некоторых странах мы оставляем набор чертежей и письмо в коробке, которая зашивается в фундамент. Я считаю, что это отличная традиция!»