Общение, построенное на возможностях
Что если бы мы жили в мире, где общение людей строилось бы не только на моральных принципах: что хорошо, а что плохо или что правильно, а что нет, а на том, что возможно? Что если бы общение строилось на уважении и любознательности по отношению друг к другу, а не осуждении? Что если бы мы обращались к нашим возможностям, чтобы создавать общение друг с другом?
Слишком часто слова в общении воспринимаются как намерение осудить человека, доказать, что он не прав или с попыткой убедить, что верна наша точка зрения. Иные типичные диалоги могут быть названы общением, с целью дать совет, решить проблему или предупредить о чем-то. Такой подход верен в отношениях супругов, друзей или коллег. Он применяется как в интимных (близких) отношениях, так и в случайных связях. Это как, когда мы слушаем прохожего на улице или человека, которого очень хорошо знаем. Также мы ведем себя на уровне нации.
Общим знаменателем во всех этих разговорах является система ценностей, которая возникает из понятий о правильном или неправильном, хорошем или плохом, черном или белом. Система ценностей кардинальна: либо то, либо другое. Система ценностей, которая ограничивает наши представления о том, что возможно.
Другим общим знаменателем в большинстве диалогов между людьми является уверенность в том, что априори в нас что-то не так, и это необходимо исправить, починить. Например, многие дисциплины, такие как психология, основаны на том, что в нас есть неполадки, которые надо устранить. Нам реально необходимо исцеление не потому, что что-то у нас не в порядке. Скорее нам требуется исцеление, потому что частью условия человеческого состояния является испытание и светлой, и темной сторон нашей человечности и человечности других.
Наша профессиональная жизнь также может проверить это убеждение. Пример: оценка работы. Чаще она построена на сильных и слабых сторонах работника. Даже если сильные стороны сотрудника ярко подчеркнуты, акцент на продвижении сотрудника вперед все равно будет поставлен вокруг улучшения сфер, где проявляются его слабые стороны.
Что происходит в мире, в котором люди и институты объединяются с целью выделить слабости и недостатки человека? Мы зацикливаемся на ограничениях и забываем о нашем потенциале. Наши перспективы сужаются, чтобы поместиться в рамки нашего осознания, что делает нашу жизнь маленькой. Мы перестаем видеть себя и других как источник возможностей.
Как мы можем переключить наше мышление, чтобы включить общение, построенное на возможностях? Один из способов натренировать себя на большую осведомленность о своих мыслях. Клиенты коучинга обучаются этому навыку на самых первых сессиях. Тренер слушает, что говорит клиент, а также, что он не произносит. Тренеры слушают, как клиент выражает себя в разговорах о чем-то важном. Иными словами, слушает резонанс в собеседнике. Когда человек резонирует со своими ценностями, эмоциями такими, как восхищение, радость, это можно почувствовать и по словам, и по голосу. Тренер также слушает с целью услышать конфликт между тем, как звучит клиент, и что конкретно он говорит. Примером этому является конфликт или диссонанс, когда человек находится в какой-то ситуации и очевидно, что с ним не все в порядке. Хотя он сам может настаивать на обратном.
Когда тренер сталкивается с подобным поведением, он становится особенно любопытным и начинает задавать вопросы, которые помогают клиенту услышать отрицательную часть себя. В коучинге этот отрицательный голос называется диверсантом. Наши диверсанты, саботажники считают, что защищают нас. Одно время так и было. Этот голос был полезен и сохранял нас в безопасности. Например, в детстве родители учили нас не переходить дорогу самостоятельно. Это было адекватно для того возраста. Нам следовало верить, что опасно переходить дорогу ребенку, ибо у нас не было необходимых навыков для самостоятельного передвижения по городу. Однако, став взрослыми и развив необходимые навыки, наш саботажник продолжил посылать нам сообщения, основанные на ограниченных убеждениях. Речь идет не только о переходе проезжей части, он заставляет нас сомневаться в наших природных способностях и талантах. Чаще всего мы даже не замечаем этот голос. Он является настолько неотъемлемой частью нашего ежедневного диалога, спрятанного глубоко внутри что мы едва ли можем осознать, что наше подсознание говорит нам.
Мы можем научиться замечать этих саботажников тем же способом, что и клиенты в коучинговых отношениях. Вот простое упражнение. В течение следующей недели на протяжении 10 минут ежедневно следите за внутренним диалогом, который будет происходить внутри вас. Следите за словами: «можешь, должен, хотел бы». Услышьте фразу: «Тебе не следовало так делать», «Если бы ты взял другую работу, был бы сейчас счастливее». «Если бы ты только умел писать, был бы гораздо успешней». Это просто примеры. Сообщения, посылаемые саботажниками, для каждого свои.
Когда вы все это слышите, не осуждайте себя. Наоборот, восхищайтесь тем, что вы узнаете о себе. И не надо слышать только отрицательные послания. Услышьте мечты. Услышьте, что вы когда-то в себе открыли, а потом забыли.
Замечая, осознавая, что вы говорите себе о том, кем вы являетесь и кем можете стать один из шагов к общению, построенному на возможностях. Другой путь как мы учимся. Используем ли мы только левое полушарие, когда изучаем нечто новое? Или мы можем прибегнуть к эмоциям, правому полушарию? Соматическое обучение позволяет нам проникнуть в разные части нас самих. До этого момента, восхищайтесь и задавайтесь вопросом: что возможно в нашем мире?!