Лошадка-качалка, история

При взгляде на детскую лошадку-качалку вспоминаются рождество, таинственный блеск шаров на елке и магия добрых вечных сказок. Это, наверное, одна из самых старинных детских игрушек, обладать которой не отказался бы ни один малыш на свете.

Конечно, феномен не могли обойти вниманием бдительные историки. Они установили, что первые кони-качалки появились в Греции еще в V веке до нашей эры. Более поздние «следы» игрушки были обнаружены в Персии, но нет сомнения, что ее популярность росла параллельно в разных странах и уголках планеты. А в эпоху Средневековья на лошадку-качалку возлагались более серьезные задачи, чем просто развлечение: юные рыцари отрабатывали на таких приспособлениях навыки верховой езды.

Лошадь-качалка была у будущего короля Англии Карла Первого, у Александра Македонского и даже у Цезаря. Говорят, что суровый и жестокий Чингисхан, будучи уже взрослым, возил с собой в боевые походы своего первого деревянного коня. А Наполеону подарил деревянную лошадку-качалку его отец. Игрушка, вырезанная отцовскими руками, оставалась с Бонапартом в месте его последнего пристанища, на острове Святой Елены. После смерти Наполеона лошадку опустили в безымянную могилу вместе с ее великим хозяином. Словом, игры на лошадках на протяжении столетий считались занятием благородным, достойным знатных отпрысков и будущих героев.

Стоит отметить, что лошадки-качалки в том виде, который нам знаком, появились в XVII—XVIII веках. С одной разницей: сегодня для изготовления игрушки используют в том числе и современные материалы, а несколько столетий назад применяли только натуральное сырье. Лошадок делали из дерева, всю амуницию изготавливали из кожи, гривы и хвосты — из настоящего конского волоса. Такие игрушки стоили баснословных денег и были скорее произведениями искусства, чем детской забавой.

В XIX веке началось победное шествие лошадок-качалок по миру. Тысячи экземпляров игрушки поселяются в домах детей в Европе, России и Америке. В Англии лошадок украшают резьбой, в Германии — яркой росписью, в России уделяют внимание деталям — уздечке, седлу, стременам. Кроме классических моделей, раскачивающихся вперед-назад за счет дугообразной основы, появляются лошадки, скачущие вверх-вниз. Конструкция игрушки постоянно усовершенствуется. В середине века во Франции появляются первые лошадки-велосипеды. С тех пор активно развивается новое направление — игрушка-лошадка на колесиках. На такой лошадке «ездят» верхом, отталкиваясь ногами от пола, или возят ее на веревочке.

А в конце столетия в одной из мастерских в Цинциннати изобрели способ фиксировать качалку в неподвижном положении; для этого игрушку оснастили металлическими балансодержащими брусками. Со временем дизайн качалок также претерпевает изменения: лошадки становятся стройными, а основание игрушки утрачивает излишнюю массивность.

Сегодня традиции изготовления лошадок-качалок из натуральных материалов снова на пике моды. В каждой стране привносят что-то свое в оформление игрушки (так, на островах Полинезии есть целые деревни, которые живут ремеслом изготовления коней из дерева). Некоторые игрушки изготавливают по индивидуальному дизайну. Например, у внучки Аристотеля Онассиса, Софии, есть качалка в виде лошадки, сделанной из дерева, с гривой и хвостом из конского волоса, копытами из черепашьего панциря и зубами, выполненными со слепка зубов настоящей, живой лошади.

В австралийском городе Гумерача находится лошадь-качалка огромных размеров, которая весит 25 тонн и возвышается над уровнем земли на 18 метров. Это демонстрационный образец местной фабрики игрушек; конечно, лошадь не качается, но по конструкции она — яркий представитель семейства «лошадок-качалок», причем один из самых известных в мире.

Еще один интересный экземпляр хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне. Деревянная, массивная, без всяких украшений, лошадка-качалка Карла Первого выглядит с точки зрения современного человека достаточно примитивно, но именно ее передавали в британской королевской семье из поколения в поколение.

Популярность лошадок-качалок пошла на убыль с приходом эры автомобилестроения. В начале XX века стало модным и престижным иметь в детской уже не скакуна, а игрушечный автомобиль. Сегодня интерес к лошадкам вновь растет, не в последнюю очередь благодаря моде на ретро.

Обсуждение: есть 1 комментарий

  1. Мирослав:

    Раритетные лошаки-качалки хорошо стоят

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru