Культура СПА, история

С развитием в нашей стране индустрии красоты осведомленность населения — особенно его женской части — о различных процедурах на благо тела и души, методиках оздоровления и омоложения стремительно растет. Большинство из нас давно поняли, что, уделив себе внимание и потратив некоторые средства, можно значительно улучшить свой внешний вид а главное — настроение и самочувствие. Сегодня мы поговорим о СПА и обо всем, что с этим связано, тем более что во всем мире — это целая культура водных процедур и ритуалов.

История СПА. СПАсибо Бельгии за это…

То, что воздействие воды на организм человека способно приносить релаксацию, умиротворение и даже исцеление, наши предки поняли уже давно: от древних египтян к грекам и римлянам, позднее — к азиатам, туркам и европейцам эта практика передавалась, ширилась и пускала корни по всему миру.

Превращение этого, отчасти случайного, «открытия» в полноценную, глобальную и весьма прибыльную индустрию — так, пожалуй, можно охарактеризовать явление, которое в свое время получило название SPA. Доход, который приносит сегодня бизнес «на воде», исчисляется десятками миллионов долларов в год.

Кстати, история СПА как комплекса оздоровительных процедур с использованием воды, массажа, лечебных грязей, солей, растений и ароматов, как утверждают специалисты, началась еще задолго до того, как получила свое теперешнее название.

Прародителями SPA именно в его современном понимании были, пожалуй, вышеупомянутые римляне. Тогда, при императоре Агриппе, еще за четверть века до начала нашей эры, появились первые термы (античные бани), которые со временем превратились в своеобразные центры релаксации и отдыха, где патриции принимали расслабляющие ванны, сеансы массажа с натуральными маслами, а также могли откушать всяческих деликатесов.

VIII век — Япония со своими горячими источниками (онсэн), Х-ХI века — первые сауны в Финляндии, позднее — изобретение хамамов в Турции: СПА-культура распространялась по земному шару в странах, богатых природными ресурсами и термальными источниками. Бат в Англии, Баден-Баден в Германии, Спа в Бельгии — знаменитые водные курорты, которые действуют по сей день, привлекая туристов со всего мира.

К слову, последний из перечисленных курортов, по официальной версии, и стал причиной того, что сегодня комплекс полезных для организма водных процедур мы называем «СПА».

Слово «СПА» действительно произошло от названия бельгийского курорта, ставшего популярным местом отдыха еще в XVI веке. Постепенно название «СПА» обрело новый смысл, став понятием нарицательным. Сегодня СПА — это и целый ряд процедур (здесь и различные виды массажа, и водолечение, и грязелечение, и использование целебных растений, водорослей, глины, эфирных масел), и фитнес-программы, и программы питания, и косметические линии, и даже бани, сауны, маникюр, педикюр — все это тоже входит в понятие «СПА». Если коротко: СПА — это очищение, омоложение, релаксация и гармонизация организма в целом.

СПА-культура в России

Между прочим, в России тоже имеется своя национальная культура СПА — просто называлась она во все времена русским словом «баня». Существование на Руси банных дворов — тому подтверждение. Для наших предков настоящая русская баня с ее вековыми традициями самых разнообразных видов парения и купелей и была комплексом для отдыха душой и телом. Никто же не станет отрицать, что русская банная культура отлично вписывается в концепцию сегодняшних SPA-процедур.

Возраст современного российского рынка SPA-услуг — чуть больше двадцати лет. И, несмотря на его относительную молодость, сегодня можно говорить о полноценном рынке SPA в России, который еще будет развиваться. Емкость его, по мнению экспертов, по сравнению с большинством развитых стран пока еще невелика, тем не менее на нем присутствуют почти все основные разновидности СПА-процедур, включая специфические традиции разных стран.

Первопроходцами в российском SPA-бизнесе стали элитные салоны красоты в крупных российских городах, владельцы которых вкладывали большие деньги в интерьер и оборудование, сами салоны отличались качественным обслуживанием и квалифицированным персоналом и были ориентированы на состоятельных клиентов. Соответственно, «ценник» у таких слонов был отнюдь не низким. Отсюда в свое время сформировалось мнение о том, что СПА — это дорого, роскошно и недоступно большинству обычных людей.

Несмотря на то, что спустя время такое мнение о SPA-услугах еще можно услышать, большинство из тех, кто в принципе посещает салоны и wellness-клубы, знают, что спа-процедуры сегодня весьма разнообразны как по цене, так и по силе воздействия на организм. И каждый желающий может подобрать для себя именно то, что ему по душе и, естественно, по карману.

Сегодня в российских городах открылось большое количество SPA-салонов, и многие салоны красоты предлагают сегодня SPA-процедуры: в целом, например в Москве, салонов красоты с элементами SPA не меньше, чем специализированных SPA-центров. Однако по количеству SPA «на душу населения» наша страна отстает от Европы в сотни раз.

Международные стандарты гостиничного сервиса высокого уровня сегодня предполагают наличие в отеле SPA, в какой бы стране этот отель ни располагался. Рентабельность SPA в пятизвездочных гостиницах тем более не обсуждается: это такой же обязательный элемент, как фен или халат в номере.

К слову, одна из важных составляющих SPA-культуры, принятых в профессиональной сфере международного уровня, — это высокий уровень обслуживания. Требования, предъявляемые за рубежом к личностным и профессиональным качествам SPA-персонала, весьма высоки и сравнимы, пожалуй, с квалификацией психологов и врачей. Поскольку сама концепция SPA предполагает не только релакс и разнообразные способы достижения душевного равновесия, но и восстановление физической формы, свое тело и душу во всем мире предпочитают доверять — пусть и на время — профессионалам. Поэтому «держать марку» приходится всем, кто называет себя SPA-салоном, более того, растущая конкуренция в России заставляет совершенствовать качество услуг и выходить на рынок со своими уникальными предложениями.

Рынок SPA-услуг сегодня представляет собой динамично развивающуюся нишу. С каждым днем растет спрос на SPA-услуги, соответственно, и предложение возрастает. Тому или иному заведению необходимо показать себя с самой лучшей стороны и предоставить обширный перечень услуг для релаксации и оздоровления.

Что именно считать SPA-салоном

SPA-салоном можно назвать только тот, чьи услуги соответствуют направлению и требованиям SPA. Безусловно, чтобы относиться к салонам уровня SPA, список процедур должен быть обширным и включать в себя комплексные программы, а уровень мастерства специалистов — быть безупречным. И еще очень важный аспект — человеку, пришедшему в SPA-салон, должно быть комфортно. Ведь как мы выяснили культура SPA — это гармония души и тела, поэтому важно, чтобы посетитель с первых же секунд пребывания в салоне чувствовал искреннее внимание, заботу и участие.

Для каждого человека понятие SPA рассматривается по-разному. Правильно считать, что SPA — это перечень качественных и полноценных услуг, предоставляемых салоном для оздоровления и расслабления. В каждом большом городе нашей страны великое множество салонов красоты, предоставляющих услуги SPA, и за счет того, что таких мест открывается все больше и больше, не все из них могут предоставить уникальные и качественные услуги. Те салоны, которые работают в рамках определенного направления (ногтевой сервис, парикмахерские услуги, косметология и т.д.), корректнее относить не к SPA-салонам, а к той категории, услуги которых они предоставляют.

К слову, некоторые специалисты, работающие в серьезном SPA-бизнесе, с огорчением отмечают, что даже мелкие салоны начинают привлекать клиента вывеской SPA. Хотя в большинстве случаев это лишь название, не имеющее какого-либо серьезного наполнения. Следует помнить, что обыкновенные салоны красоты с приставкой «СПА», пусть и с расширенным ассортиментом услуг — это не SPA-центры, полностью работающие в этом направлении. Просто за счет модного и красивого бизнеса менеджеры салонов красоты стремятся привлечь большее количество клиентов, предоставляя одну-две услуги SPA.

Читайте: Как на основе салона красоты открыть СПА салон?

Более того, специалисты согласны с мнением, что SPA как направление должно быть выделено в отдельную категорию и приравниваться к парамедицинским или медицинским учреждениям, а в штате SPA-центров должны работать врачи, которые выступали бы в качестве консультантов. Ведь большинство SPA-процедур относятся к физиотерапии и должны осуществляться под контролем медиков во избежание ухудшения здоровья клиента из-за незнания медицинских показателей той или иной процедуры. Тем более это важно из-за того, что популярность SPA-услуг в нашей стране с каждым днем растет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru