Как воспитать у ребенка чувство ответственности?
Думаю, практически всех родителей волнует вопрос: как воспитать ответственность в ребенке? Сейчас достаточно много авторов, которые пытаются изучить это явление и рассмотреть его со всех сторон. Мне понравилось одно высказывание: «Ответственность — это волевое личностное качество». А значит, как и любое качество его можно воспитать, выработать.
Сделать это можно с помощью хорошо сформированной привычки. Если она появится, то у человека будет потребность постоянно повторять одни и те же действия и, соответственно, нести некую ответственность за их исполнение. Если говорить о дошкольном воспитании, то, чтобы сформировать у ребенка привычку отвечать за свои поступки, для него должен быть создан четкий режим, который поможет структурировать его деятельность и выработать чувство долга.
Есть определенные методы, которые помогут его сформировать. Сначала нужно научить ребенка планировать свои действия, потому что тогда он заранее проигрывает их в голове и учится понимать, к каким последствиям они могут привести. Например, если говорить о маленьких детях, можно сказать ребенку: «Давай, мы сейчас подумаем, как организовать твой день». Спланировали с понедельника по пятницу: утром он умывается в такое-то время, затем идет одеваться, потом завтракает. Максимум через две недели такого планирования, повторения, проговаривания этот распорядок войдет у ребенка в привычку и, соответственно, у него начнет формироваться чувство долга.
Как специалист, работающий с детьми, я бы выделила четыре группы психологических приемов, которые нравятся лично мне и которые, как мне кажется, следует использовать для воспитания у ребенка чувства ответственности.
В первую очередь, это метод убеждения. Можно показывать ребенку какие-то реальные ситуации на улице или в коллективе. Например, когда всех ребят забирают из детского садика, в одном помещении собирается много людей и каждый ведет себя по-разному: дети бегают-прыгают, не хотят слушаться, родители пытаются успокоить их ласково или, наоборот, кричат. А мама в этот момент может начать анализировать с ребенком: где ответственное, а где безответственное поведение. Я думаю, это будет хорошим «отправным» моментом для того, чтобы научить ребенка идентифицировать правильный образ действий с точки зрения ответственности.
Во-вторых, безусловно, важна практика и здесь необходимо, чтобы активное участие в воспитании принимали не только родители, но и воспитатель. Разрабатываются специальные упражнения для каждого ребенка индивидуально, которые помогут ему на деле почувствовать себя ответственным.
Третий метод, который я люблю применять, называется «немного похвалы, немного требовательности». Родители могут попросить малыша сделать что-то, и если он хорошо справится с поставленной задачей, поощрить его. При этом не следует создавать такую ситуацию, чтобы он постоянно ждал наград за свои поступки в виде денег, сладостей или еще чего-нибудь.
Кроме того, в ребенке важно сформировать самостоятельность. Умные родители, выработав привычку и чувство долга у ребенка, могут даже не проверять, сделано ли домашнее задание. Потому что он сам хорошо знает, в какой момент можно отдохнуть, а когда нужно сесть и выполнить уроки. Самое важное, что это не делается из-за страха, что родители его накажут, это именно следствие выработанной привычки. Потому что иногда родители вообще изначально не занимаются воспитанием, а потом, когда в них начинают просыпаться отцовские и материнские чувства, оказывается абсолютно непонятным, как мотивировать ребенка сделать что-то. И конечно, самый легкий выход — это угрозы. При этом, «запугивать» ребенка такие родители планируют примерно до конца школы, но как правило, это продолжается даже в институте. В конечном итоге, такой человек, скорее всего, вырастет личностью с низкой самооценкой и низким порогом мотивации. Получается такой усредненный вариант, как я это называю, вроде и не руководитель, но и не почтальон.
Поэтому в воспитании необходима определенная степень свободы, но тут тоже следует быть аккуратным. Если изначально у ребенка выработан режим, он понимает, для чего живет, умеет заранее анализировать свои действия и поступки, имеет чувство долга перед родителями, то можно «поводок» потихоньку отпускать, но при этом не лишать ребенка внимания, постоянно быть «начеку», наблюдать за ним. Если же в нем не выработаны все вышеперечисленные качества, то я бы не советовала родителям давать своему чаду максимальную свободу. Должна быть какая-то основа, какой-то стержень в характере ребенка. В противном случае вседозволенность может привести к девиантному поведению, и окружение он будет искать с таким же образом жизни, при котором к нему не будут предъявлять особых требований и заставлять делать что-либо. Самостоятельность без стержня, скорее всего, приведет к распущенности.
А для того, чтобы «уроки» лучше усваивались, ребенок должен «прожить» свои поступки еще и в эмоциональном плане. Ему необходимо не только умом, но и на уровне чувств понимать, что за свои поступки он ответственен перед самим собой и перед окружающими его людьми. Как-то раз я наблюдала за разговором мамы и дочери: «Мы сейчас придем домой и сделаем уборку, чтобы у нас было чисто». Я спросила: «Вы действительно вместе убираетесь?». Она ответила: «Да, вы знаете, у нас в квартире всегда идеальная чистота. Мне даже кажется, что у меня небольшой «бзик» по этому поводу. Как вы считаете, я не перегибаю палку?» Я сказала, что не знаю, поскольку не видела их дом. И буквально через несколько месяцев, стоя в пробке, в соседней машине я увидела эту же женщину, которая разворачивает шоколадку и обертку бросает в окно. Причем не где-нибудь, а на центрально улице города. Соответственно, можно сделать вывод, что чувство долга, которое она прививает дочери, будет ограничиваться только пределами их семьи, а по отношению к другим людям оно будет равняться нулю и, на мой взгляд, это неправильно: ребенок должен понимать, что чувство ответственности должно быть и перед обществом, и, главное, перед самим собой.