Как раскрыть талант ребенка?
Многие взрослые, пытаясь раскрыть талант ребенка, отдают его сразу в несколько кружков. Я не могу однозначно сказать: хорошо это или плохо. С одной стороны, это ведет к большей загруженности, но с другой — если есть возможность предоставить ребенку такую свободу выбора, то почему бы и нет? Мы же ходим в музеи, на экскурсии, выставки и таким образом познаем мир во всем его многообразии.
Впрочем, в этом вопросе можно обойтись и без посторонней помощи. По моему опыту, родители, бабушки и дедушки, которые действительно интересуются своим ребенком и уделяют время совместным занятиям, могут без проблем определить его склонность к тому или иному виду творчества. Для этого, например, можно разложить перед малышом краски, фломастеры, мелки, пластилиновую массу, конструктор — и понаблюдать, что ему интереснее, к чему он потянется. Во время прогулки во дворе или в парке ребенок тоже может выбирать: играть ему с мячиком, рисовать мелками или прыгать на скакалке.
Бывает, что малыш стесняется демонстрировать свои таланты — например, при гостях или в присутствии большого количества незнакомых людей. Иногда застенчивость перерастает в комплексы, которые с годами усиливаются и требуют специальной коррекции. Причиной их появления может стать, казалось бы, какая-то незначительная, обыденная ситуация: например, ребенок начал петь, а мама услышала и посмеялась — скорее всего, без злого умысла, не со зла. Но малыш может воспринять это как насмешку, и тогда желание демонстрировать свой талант отпадет у него надолго.
Чтобы избежать подобных проблем, необходимо помнить, что вплоть до подросткового периода для ребенка большое значение имеет авторитет не сверстников, а взрослых, особенно родителей. Поэтому им следует очень внимательно относиться к своим словам и поступкам.
И если уж мама или папа решили в воспитательных целях вмешаться в творческий процесс своего чада и помочь ребенку раскрыть талант, им нужно помнить, что критика обязательно должна быть конструктивной. Например, когда малыш нарисовал рисунок или сделал поделку, и вы видите, что у него что-то не получилось, можно сказать: «Все очень хорошо, но вот здесь и вот тут нужно еще поработать. Давай вместе сядем, и я тебе покажу, как сделать лучше».
Стоит отметить, что зачастую родителям не хватает терпения дождаться того момента, когда ребенок выработает необходимый навык и начнет делать успехи в каком-либо виде творчества. К примеру, мы все понимаем, что при поступлении в музыкальную школу никто с первых недель не начинает играть как Моцарт. Как правило, все начинают с изучения гамм, которые представляют собой монотонное перемещение пальцев по клавишам. Бывает, что один из родителей, например, отец просто не выдерживает этих звуков, заходит в комнату и начинает кричать на сына, чтобы тот прекратил играть. Или мама останавливает дочь и говорит: «Все, хватит, папа пришел с работы, он устал». То есть на первоначальном этапе, когда создается фундамент для развития творческих способностей, сами взрослые понижают самооценку ребенка и убивают в нем желание работать дальше и развивать свой талант.
Читайте: Как приобщить ребенка к спорту?
Если вы видите, что у вашего малыша проявляется талант к чему-то, нужно очень быстро на это реагировать, и, можно сказать, взять на себя заботу о развитии этого таланта. Главное — дать ребенку осознать свою способность к творчеству, в котором он должен не следовать общепринятым правилам, а придумывать свои. В таком случае, даже, если он не станет новым Ван Гогом, то, по крайней мере, вырастет самодостаточной личностью, со своим взглядом на мир.