«Из машины», рецензия
Больше известный как писатель-романист, по роману которого был снят «Пляж» с Леонардо Ди Каприо и фильм «Тессеракт», либо сценарист («28 дней спустя», «Пекло», «Судья Дредд»), Алекс Гарленд решился попробовать себя в качестве режиссера в фильме «Из машины» (Еx machina).
Сюжет фильма рассказывает о миллиардере Нэйтоне, разбогатевшем, благодаря своим разработкам в сфере высоких технологий. Он нанимает молодого программиста Калеба, чтобы тот помог ему в тестировании искусственного интеллекта по имени Ава, сыгранного прекрасной Алисией Викандер, которую вы могли видеть в экранизации «Анны Карениной».
После знаменитого «Искусственного интеллекта» Стивена Спилберга, вышедшего в 2001 году, в прокат выходило достаточно много фильмов, достойно раскрывающих тему взаимоотношений между людьми и роботами, тонкость грани их взаимодействия. Это и неудачный вылизанный «Я, робот» (2001), и гуманистический «Превосходство» (2014), и чрезвычайно добрый «Робот по имени Чаппи» (2015), но довольно давно не выходило фильмов, в которых рассматривались бы чувственные взаимоотношения между человекоподобным роботом и человеком.
В 2013-м Спайк Джонс снял фильм «Она» об одиноком писателе, который закручивает роман с операционной системой, спроектированной для того, чтобы исполнять всяческие желания владельца. Однако же, если в этом фильме рассматривается искусственный интеллект, материализованный только лишь как часть компьютера, то в «Из машины» он выглядит и ведет себя как красивая девушка, что значительно затрудняет и усложняет с ней всяческие коммуникации.
Возникает сложнейшее из противоречий — как вести себя с ним (или с ней), с этим искусственным интеллектом, в большей степени как с роботом, или все-таки как с девушкой? Разность восприятия ситуации между миллиардером и программистом рождает вялотекущий конфликт, который разрешается только к концу фильма.
После знаменитого «Искусственного интеллекта» Стивена Спилберга, снятого в начале тысячелетия, в прокат выходило достаточно много фильмов, касающихся темы взаимоотношений людей и роботов, но не появлялось достойных фильмов, в которых рассматривались бы чувственные взаимоотношения между человекоподобным роботом и человеком.
«Из машины» — не еще один фильм с линейными категориями «добро» и «зло», в котором роботы-слуги вдруг становятся роботами-врагами, убивающими своих человеческих хозяев, чтобы выполнить чей то приказ или защитить свои устоявшиеся критерии морали и свободы проявления себя в окружающем мире, в нем рассказывается о том, что машины, как и люди, могут уметь приспосабливаться, притворяться и даже манипулировать.
Фильм, который некоторые интернет-критики незаслуженно обозначили скучным и игнорирующим столь важные для любителей научной фантастики правила робототехники, на деле происходит довольно насыщенно, пусть и без лишних погонь и перестрелок, превосходя другие фильмы подобного толка. Это не просто фильм о человеке и роботе, но и история о межполовых отношениях, равноправии, доверии и почти невозможном возникновении первичной красоты.