Индри — хоровое пение и медитация мадагаскарских лемуров

Жителей Мадагаскара, построивших целую систему мифов и табу вокруг местного лемура индри, вполне можно понять. Ведь даже глазом, не вооруженным суевериями, легко разглядеть в этих созданиях почти человеческие – и от того немного пугающие – черты. А если вы услышите хоровое пение индри или понаблюдаете, как они медитируют на солнце, – впечатления усилятся многократно.

Впрочем, на первый взгляд индри вовсе не кажется существом загадочным или мистическим, скорее наоборот — трогательным и милым. Англоязычная «Википедия» использует в описании его внешности слово «teddy bear» — «плюшевый медвежонок», — а у вас, вполне возможно, возникнет ассоциация с Чебурашкой — благодаря большим круглым глазам и форме ушей этого примата. В отличие от многих лемуров, индри ведет скорее дневной, чем ночной, образ жизни: день он посвящает поискам пищи и прочим заботам, ночью же его спокойствие может нарушить разве что внезапная опасность или разгулявшаяся стихия. Флегматичным это создание назвать нельзя: в поисках пищи индри перепрыгивает с дерева на дерево не хуже белки — только вот благодаря внушительным размерам животного (длина его тела может достигать 1, 2 метра) эти акробатические упражнения смотрятся куда более впечатляюще. А прежде чем перейти к активным дневным действиям, индри столь же эффектно и жизнерадостно встречают утро. Они поют.

Громкие протяжные звуки, которые издают индри, собравшись в группы, сложно описать, но многие говорят, что они напоминают нечто среднее между игрой на саксофоне и песнями китов. Впрочем, подобное сравнение мало что проясняет, так как оно едва ли проще укладывается в воображении. Пение индри длится примерно от 45 секунд до 4 минут, за день животные дают до 7 подобных концертов, пик их вокальной активности приходится на промежуток между 7 и 11 часами утра, а голоса поющих слышны в радиусе двух километров. Несмотря на завораживающее впечатление, которое способен произвести на наблюдателя этот ритуал, его причины вполне прозаические: так группы индри общаются между собой, подавая сигналы об опасности, привлекают особей противоположного пола или же заявляют о своих правах на территорию. Бывает, что пением музыкальные приматы отзываются на внешние звуковые раздражители, такие как гром, птичьи трели, звук пролетевшего самолета или крики других лемуров. Правда, все эти научные объяснения для туземцев звучат не так убедительно, как человеческие ноты в голосе индри, и пение животных малагасийцы объясняют по-своему.

О почтительном отношении островитян к индри говорит само слово, которым туземцы называют и всегда называли это животное, — бабакото. Прежде чем его переводить на русский, стоит рассказать о небольшом лингвистическом недоразумении, из-за которого примат носит не то имя, которое первоначально получил. История эта уж очень похожа на миф про Джеймса Кука, слово «кенгуру» и трудности перевода, а потому представляется не вполне правдоподобной, тем не менее вот она: в XVIII веке французский исследователь и натуралист Пьер Соннер шел с местным проводником по острову, и вдруг тот на своем языке воскликнул: «Индри! » («Смотри сюда! »), указывая на дерево, где сидел бабакото. Так за приматом закрепилось его современное название.

Но вернемся к корням. «Бабакото» в переводе означает «предок», «отец» или «отец мальчика». В одной из малагасийских легенд рассказывается, что первыми индри стали отправившиеся на охоту в лес и так и не вернувшиеся домой отец и сын. Согласно другому мифу, когда-то давно в лесу жили два брата, но вскоре один ушел, начал возделывать землю и стал первым человеком, а другой остался и превратился в индри — с тех пор эти существа и зовут своих братьев, переселившихся в мир людей. Третье поверье гласит, что в индри продолжают жить души умерших. Разумеется, такие представления о загадочных приматах стали причиной табу на их убийство, которого, впрочем, сегодня туземцы придерживаются все реже.

Читайте: Мечехвост — древнее животное голубых кровей

Увы, сказки оказались неспособны полностью защитить животных от истребления и разрушения человеком их жизненного пространства, поэтому в наши дни индри священны только в мифах, в реальности же они находятся под угрозой исчезновения.

Еще одна интересная особенность поведения индри, сближающая их с людьми, — привычка принимать солнечные ванны. На рассвете животные садятся лицом к солнцу, скрещивают задние лапы, выпрямляют спину и прикасаются ладонями к коленям. При этом их глаза полузакрыты, а взгляд обращен в сторону восходящей дневной звезды. Малагасийцы, как несложно догадаться, считают это ни много ни мало солнцепоклонничеством. Наука воздерживается от каких-либо внятных комментариев о практической пользе, которую приматы могут извлечь из подобных процедур. Но может быть, им просто нравится? Если так, то это действительно очень по-человечески.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru