Виктор Пелевин — «Чапаев и пустота»
В наше время сложно найти человека, которому было бы незнакомо имя Виктора Пелевина. Работая на стыке множества культурных плоскостей, невероятным образом смешивая в безумный постмодернистский коктейль ценности и представления Запада и Востока, Пелевин является одним из самых коммерчески успешных авторов современности. Мы расскажем об одном из первых романов писателя, принесшего ему мировую известность.
Роман «Чапаев и Пустота» был впервые опубликован в 1996 году (журнал «Знамя»), в весьма не простое в культурном отношении время, когда советская «образная Вселенная» уже рухнула, а освободившееся пространство еще не успело заполниться.
В отличие от более поздних произведений, «Чапаев» практически не касается столь часто эксплуатируемой Пелевиным тематики «общества потребления». Роман имеет нелинейную структуру, сюжет одновременно разворачивается в различных временных периодах.
В центре повествования четыре пациента психиатрической больницы: Петр Пустота, Мария, Володя и Сердюк, проходящих групповую психотерапию по методу совместного переживания галлюцинаций. Каждая побочная сюжетная линия погружает нас во внутреннюю реальность одного из них, показывая определенный взгляд на человеческую природу. При этом акцент явно смещен в сторону Пустоты, чье сознание пребывает в 1918 году, где Петр сталкивается со знаменитым героем гражданской войны — Василием Чапаевым, который был превращен Пелевиным в буддийского учителя. Фантазии остальных героев представляют собой различные ценностные системы. По мере развития сюжета линии повествования начинают взаимопроникать друг в друга, так что к концу романа ответить на вопрос «что же все-таки из всего этого реально?» становится совершенно невозможно. По-видимому, погрузить читателя в это состояние неопределенности и было главной задачей автора.
«Чапаев и Пустота» — глубокое, не лишенное грустной постмодернистской насмешки, рассуждение о истинной природе вещей. Просветление Петра Пустоты в финале романа, описанное Пелевиным как абсолютное уничтожение, по сути, иллюстрирует взгляд буддизма, согласно которому все, что мы воспринимаем, включая нашу собственную личность, есть иллюзия, порожденная кармой. Вся эта невероятная палитра смыслов инкрустируется весьма занятными рассуждениями о власти, ментальности 90-х и российской интеллигенции. К прочтению с крайне желательным осмыслением — обязательно.