Уличный фотограф Вивиан Майер
Фотография как способ показать свое видение окружающей действительности, как самопрезентация, путь к признанию, заветной славе… Все эти мотивы, которыми подчас руководствуются современные фотохудожники, были совершенно далеки от реальности Вивьен Майер.
Ее искусство принадлежало только ей. И потому открытие творчества этого таинственного фотографа считается грандиозным событием в жанре «уличных зарисовок».
Без срока давности
Во многих крупных городах мира набирает популярность услуга по хранению вещей. Плата взимается умеренная, и потому нерадивые хозяева часто забывают о сданном имуществе. Компании-хранители, в свою очередь, весь накопленный скарб выставляют на аукцион. Подобное произошло с десятками картонных коробок, до верха набитых старыми непроявленными пленками. Кто ими владел, что на этих негативах — долгое время оставалось никому не интересным. По крайней мере, так считали владельцы склада в Чикаго. Но нашелся человек, которому зачем-то понадобилась покрытая пылью фотохроника. Им оказался 26-летний агент по недвижимости Джон Малуф. Несколько тысяч старых пленок, купленных за 400 долларов, вскоре были проявлены. Однако Джон по-прежнему не знал, кому они принадлежали. Пока на дне последней коробки не обнаружил пожелтевший конверт с подписью «Вивьен Майер».
Фотохудожница с улицы
О биографии Вивьен Майер почти ничего не известно. Только скупые факты и обрывочные воспоминания ее современников. Дочь француженки и австрийца. Ненавидела американский кинематограф и, напротив, увлекалась континентальным. Причисляла себя к ярым феминисткам и не упускала возможности продемонстрировать свои политические взгляды.
Носила фотожилетку с большими карманами, шляпы с широкими полями и мужские брюки. Была очень замкнутой, хотя отлично ладила с детьми. По этой причине Вивьен Майер более 17 лет провела в доме неких Гинзбургов в Чикаго, воспитывая троих их детей, и всегда считала, что быть няней — ее предназначение.
Когда Вивьен решила, что пора бы заканчивать с трудовой деятельностью, глава благодарного семейства подарил ей небольшую, но уютно меблированную квартиру на окраине города. Туда же перекочевали и многочисленные коробки, в которых хранились десятки тысяч негативов — они были ее единственным багажом при переезде. Однако остаток жизни Вивьен Майер провела в доме престарелых: из-за тяжелой травмы головы, полученной при падении, она так и не смогла оправиться, и потому ей постоянно требовалась помощь сиделки.
Фанатичная увлеченность
О том, что Вивьен страстно увлекалась фотографией, знали все. Но никто не видел ее фоторабот. Каждый вечер, облачившись в неприметный мужской костюм, она блуждала по улицам Чикаго со среднеформатной фотокамерой Rolleflex наперевес и снимала происходящее вокруг. Людей, транспорт, снующих мимо животных…
В объектив попадали все стороны жизни Америки середины прошлого столетия. Только вот судьба уличных зарисовок была неизменна — негативы никогда не проявлялись. Они складировались в картонные коробки вместе с журналами, газетными вырезками, блокнотами с комментариями самой Майер.
Кроме того, няня с талантом фотографа часто записывала на кассетный магнитофон непродолжительные диалоги с людьми, которых встречала на улице. Она вела свою летопись, тщательно ее оберегала от вторжения посторонних. Возможно, именно поэтому фотопленки никогда не становились фотографиями. Так Вивьен Майер была уверена: мир, в котором она жила и на который ежедневно смотрела через крохотное окошечко своей камеры, принадлежал только ей, был ее личной «камерой хранения» эмоций и пережитых событий.
В 2011 году была опубликована монографическая книга Vivian Maier: Street Photographer — «Вивьен Майер: уличный фотограф». Годом позднее поклонники таланта фотохудожницы увидели на книжных полках Vivian Maier: Out of the Shadows («Вивьен Майер: Вне Тени»).
Официальная версия того, как же все-таки коробки с негативами оказались на аукционе, такова: Вивьен Майер понимала, что в доме престарелых ей не позволят хранить чемоданы с фотопленками, поэтому ей пришлось сдать их в камеру хранения. После того как мисс Майер не стало, ее имущество было выставлено на торги.
Об «открытии» миру таланта Вивьен Майер стало известно в 2008 году, когда Джон Малуф выкупил фотоархивы с аукциона. Тогда же он запустил сайт www.vivianmaier.com. В конце прошлого года интернет-страничка, посвященная Вивьен, пополнилась документальным фильмом, повествующим о ее непростой судьбе.