Ритуал эмпалаос в Вальверде-де-ла-Вера
Религиозный экстаз Святой недели в Вальверде-де-ла-Вера, что в провинции Касерес (Испания), достигает своего пика в полночь Страстной пятницы, когда улицы этой крохотной деревушки наводняют странные фигуры. Их называют эмпалаос (в переводе empalaos — «превращенные в палку»), поскольку с помощью деревянного шеста и веревок эти кающиеся грешники фактически превращаются в ходячие распятия. Быть эмпалао — дело не только физически трудное, но и весьма болезненное. Процесс превращения человека в живой крест проходит в семейном кругу в полной тишине — для подготовки эмпалао необходимо несколько помощников.
Одетого в одну лишь нижнюю юбку человека туго перематывают бечевкой выше пояса, не оставляя ни одного свободного миллиметра, — в противном случае между кольцами веревки будет зажиматься кожа, что причинит носителю конструкции сильную боль. На плечи эмпалао кладут деревянный шест, который далее перематывают вместе с руками — на все это уходит примерно 60 метров веревки. К концам конструкции прикрепляют несколько звеньев железной цепи. Это делается для того, чтобы звон цепей предупреждал о появлении эмпалао на значительном расстоянии. Цепь позже покроют белой столон (лентой), которая обычно передается по наследству от отцов и дедов. К спине привязывают два меча в форме буквы V (раньше для этого использовали два плуговых лемеха, которые добавляли весу эмпалао лишних двадцать килограммов, но в последние годы гуманизм взял верх над самоистязанием). Лицо мужчины покрывают полупрозрачной тканью, чтобы он мог видеть дорогу, но его нельзя было узнать, и поверх ткани водружают терновый венец. В таком виде, босой, эмпалао должен проделать свой «путь на Голгофу», символизирующий искупление грехов.
Грешника сопровождают другие анонимные кающиеся — один из них исполняет роль Симона Киринеянина и освещает путь фонариком (в его же задачу входит поднимать эмпалао, если тот потеряет сознание или оступится), а другой, в колпаке и тунике, несет деревянный крест. Часто рядом с эмпалао идут члены его семьи, прикрыв свои лица одеялами. Анонимность в течение многих веков соблюдалась не только из скромности, но из соображений безопасности: в 1771 году король Карл III строжайше запретил проводить ритуал эмпалаос, в те времена гораздо более жестокий, и вплоть до середины XX века традиция сохранялась тайно. До сих пор из-за анонимности участников и разного времени их выхода трудно сказать, сколько именно эмпалаос проходит покаяние на улицах Вальверде-де-ла-Вера, но в среднем их количество не превышает пары десятков.
После того как часы пробьют полночь, странная процессия начинает свой путь, длящийся около часа, в течение которого эмпалао проходит все стадии дискомфорта — от легкой щекотки в онемевших руках до невыносимой боли. Он должен преклонить колено и произнести молитву перед каждым из четырнадцати крестов, находящихся у него на пути. Также эмпалао должен встать на колени, если встретится с другим эмпалао или с крестным ходом. Учитывая, что для фактически обездвиженного выше пояса человека любое изменение позы крайне затруднительно (в веревочном «корсете» даже дышать тяжело), с каждой минутой ему становится все труднее просто держать равновесие. Никогда нельзя знать заранее, в какое время на улице может появиться эмпалао — многие из них сознательно выбирают время и маршрут с наименьшим количеством зевак.
Эмпалаос могут быть только мужчины, женщины имеют право выходить в облике назаретянок, босиком и с крестом па плечах. Они проходят тот же путь, что и «живые кресты», и при встрече с ними эмпалао также обязаны преклонить колено, как и они сами.
После возвращения домой эмпалао быстро развязывают и растирают его тело, покрытое следами от веревки, чтобы восстановить кровообращение.
В течение нескольких дней после личной Голгофы эмпалаос испытывают сильную боль в спине и руках, что не мешает многим из них повторить этот ритуал всего через сутки, в ночь на Пасху. Еще одна возможность превратиться в живой крест представляется им 3 мая, в День Крестов.