«Прощай, речь» (Adieu au langage 2014), рецензия
Было бы хорошим тоном начать рецензию на кинофильм с краткого описания, однако после просмотра «Прощай, речь», как это ни странно, говорить словами совсем не хочется. Хочется шептать, плакать, трогать, размахивая всполохами едва различимых полутонов ощущений. Тем, кто не знаком с творчеством Жан-Люка Годара, следует заранее быть готовыми к тому, что увиденное на экране не является фильмом в полном смысле этого слова. «Прощай, речь» написан (да. именно написан) на особом языке, языке в большей степени поэтическом, нежели кинематографическим.
В центре сюжета мужчина и женщина, их бессчетные противоречия, их разделенность и кажущаяся невозможность обретения друг друга в мире, до отказа набитого ненавистью и агрессией. Единственное связующее звено между ними — собака, выступающая в образной системе Годара в качестве метафоры любви, что одна находится за пределами всех символических систем.
«Прощай, речь» — невероятно трогательная, грустная зарисовка о поиске понимания между двумя человеческими существами, чьи души разделены Молохом Цивилизации. О противостоянии между искалеченным культурой подавления личности разумом и сердцами, что рвутся на встречу друг другу. О государстве, что заставляет верить нас в природу абсолютной власти, в необходимость насилия и страдания. О том, что слово — это первый шаг к несвободе.
Сказать, что «Прощай, речь» вызывает эмоции — ничего не сказать. Признаюсь честно, фильм ни один раз заставил мои слезные железы изрядно поработать, а главный сквозной рефрен — «Пожалуйста, сделай так, чтобы я мог говорить» — и вовсе бросал в дрожь.