«Пробуждение жизни», рецензия
«Пробуждение жизни» Ричарда Линклейтера — кино, вкрадывающееся в область удивительного, фильм-сон, пытающийся пробраться в область сна и рассказать о самом себе. Чем-то близок более раннему фильму Линклейтера «Бездельник», где вместо каната сновидения тянулась бесконечная прогулка. Главный герой спит и встречается во сне с людьми, представляющими разные идеи, убеждения, философские взгляды, где-то являясь непосредственным участником разговора, где-то бесплотным наблюдателем. Спит и просыпается. Снова во сне. Раз за разом.
Благодаря тому, что фильм выполнен в технике ротоскопирования — это когда группа аниматоров обрисовывает каждый кадр поверх отснятого материала (над этим фильмом трудилось около 30 рисующих человек) — это не совсем фильм, но и не совсем анимация.
Люди говорят о жизни, смерти, сне, ощущениях, осознанности так много и как будто бы так важно, что вся поданная информация просто не может быть воспринятой за один просмотр. Сюжеты достаточно разрозненны, но их текучесть и основная музыкальная тема, сыгранная Tosca Tango Orchestra, выступают отчетливыми нитками, которые сливаются с тканью так, что перестают быть различимыми.
Плавающая камера, динамически меняющийся фон, собеседники, приобретающие форму в соответствии с излагаемыми ими мыслями — все это создает эффект легкости, хрупкости происходящего, отрыва от земли. Каждый раз, когда я пересматриваю этот фильм, а мальчик, смотрящий кроссовками вверх, отпускает руку от дверной ручки автомобиля, по спине пробегает так много мурашек, что становится сложным выбрать какую-нибудь одну, чтобы сохранить как коннотацию важности этого момента.
Пробуждение жизни — один из тех фильмов, которые стоит пересматривать.