Онсэн — японская баня
Из всех видов национальных бань японские, возможно, самые гармоничные. Они сочетают бытовые и медицинские потребности тела с художественно-созерцательными устремлениями души.
Еще в феодальной Японии соблюдение гигиены было по европейским представлениям чрезмерным. Японское понятие о теле как инструменте служения, родителям или господину, сильно отличается от западного христианского взгляда на тело как на сосуд греха. Как пишет профессор Александр Мещеряков, «японцы заботились о своем теле больше, чем европейские христиане того времени. Принятие ежедневной горячей ванны (или по меньшей мере мытье ног) считалось делом вполне обычным, а сеть общественных бань в городах Японии была весьма разветвленной. Для высших социальных слоев встречаются упоминания о принятии ванны дважды в день» («Стать японцем. Топография и приключения тела», «Эксмо», 2012).
В старину собственная баня бывала в японских домах редко — как и в любой культуре, для мытья использовалась естественная среда. Потом пришло время общественных бань — сэнто.
И сегодня многие японцы предпочитают сходить в баню, нежели наполнять дома собственную — маленькую и, кстати, сидячую ванну офуро. Места в ней мало, а погрузиться надо по шею, иначе не согреешься, ведь с ноября по март в традиционном японском доме без центрального отопления очень холодно. К тому же домашнее мытье сопряжено с большими расходами на воду и газ.
В каждом районе есть местная сэнто — небольшая и без особых затей, но обязательно с горячим бассейном, сидя в котором можно не только греться, но и сплетничать или обсуждать спортивные новости с соседями. Поэтому и сейчас в Токио можно наблюдать японцев средних лет или старше, безмятежно шагающих с собственным тазиком в сторону ближайшей бани.
Горячий источник онсэн — это не просто баня за пределами дома. Этим словом называется и сам источник, и местность, и здание бани. Так что это не только вода, но и горы, песок, растительность, снег, звезды — все разом. Если источников несколько, вокруг них вырастает целый город, с гостиницами, ресторанами и развлекательными заведениями. Ради посещения знаменитого онсэна японец готов совершить неблизкое путешествие. В Японии более трех тысяч курортов с термальными водами, а самих источников свыше 25 тысяч.
Отдых в традиционном онсэне относится к разряду дорогих удовольствий. В такой гостинице у номеров с японским интерьером (татами, ниша токонома для икебаны и свитка с каллиграфией) нередко есть собственные имена, отдельный выход в способствующий медитации японский сад; вечером и утром там сервируют для постояльца кайсэки-рери (изысканную японскую кухню). Провести в таком месте выходные для японцев означает полностью снять напряжение рабочей недели, физически и ментально подготовиться к новым трудам.
В отличие от русской или финской бани, японская баня онсэн — не парилка, это именно ванна (офуро), и неважно, имеет ли она вид большого горячего бассейна, куда может одновременно поместиться пара десятков человек, или деревянной лохани на одного-двоих.
Офуро на открытом воздухе называется ротэнбуро. В ней процедура принятия бани сочетается с визуальным удовольствием. Видов ротэнбуро бесконечное множество: одни запрятаны в лесных чащах, другие окружены со всех сторон пиками гор, и обычно при гостиницах они располагаются на верхних этажах или крышах. Иногда оттуда открываются настолько завораживающие картины, что купальщики забывают обо всем и выбираются из горячей воды с заметно покрасневшей кожей.
Минеральные соли онсэнов различаются по местности; цвет воды тоже везде разный: молочно-белый (окислившаяся сера), красный или бурый (железо), черный (гумус), голубоватый или цвета зеленого чая. В онсэне высокого уровня можно переходить из ванны в ванну разных цветов, и рядом с каждой будет написано, улучшению каких функций организма помогает эта вода.
Существуют своеобразные карты онсэнов, где отмечены наиболее знаменитые и популярные места. Особенно много таких меток можно увидеть в районе Кюсю, где местные вулканы и гейзеры предоставляют богатые возможности для устроения оздоровительных ванн. А на самом холодном из четырех японских островов, Хоккайдо, онсэны еще более желанны. Один из популярных курортов с онсэнами на Хоккайдо — Ноборибецу. В качестве района горячих источников он был известен еще с эпохи Эдо (1603—1868), но гостиницы там начали строить в следующую эпоху, Мэйдзи (1868— 1912), и они быстро превратились в места лечения и отдыха.
Существуют и легендарные онсэны, фактически места паломничества. Старейший в Японии — «Дого-онсэн» на острове Сикоку в городе Мацуяма, упоминался еще в летописях «Кодзики» VIII века.
Мацуяму называют городом горячих источников, замка и литературы. И именно с него рисовал образ своих волшебных японских бань Хаяо Миядзаки в «Унесенных призраками». Одно из зданий «Дого-онсэна», построенное в 1894 году, — шедевр деревянной архитектуры. В шесть часов утра об открытии купальни извещает бой барабана — и сразу же ко входу начинают стекаться туристы из близлежащих гостиниц.
Идзу или Хаконэ — общеизвестные популярные места, давно вошедшие в путеводители по Японии. Хаконэ — огромная местность со множеством горячих источников и десятками гостиниц, находится поблизости от Фудзи, поэтому пейзажи там особенно привлекательны. В конце XIX — начале XX века для японских литераторов было обычным делом уехать на источники, чтобы провести там несколько недель и вернуться с готовой книгой. На знаменитый онсэнами полуостров Идзу вслед за нобелевским лауреатом Ясунари Кавабатой отправлялись многие японские писатели, хотя и не все оставили нам по такому же знаменитому рассказу, как «Танцовщица из Идзу». Да и в других произведениях Кавабата не раз избирал онсэн местом действия: «Получив заказ на письменный перевод, бедный студент юридического факультета отправился в горы на источники… …Над водой, обтекавшей каменный островок, летали стрекозы. Посреди островка была устроена купальня. В ней стояла нагая девочка. Ей было лет одиннадцать или двенадцать. Безо всякого стеснения студент сбросил одежду и опустился в купальню рядом с ней» («Кольцо. Рассказы на ладони»).
Совместный поход в баню (конъеку) был нормой для старой Японии. Малые пространства, теснота, сон и мытье всей семьей выработали безразличие к виду обнаженного тела. Такая трата ресурсов, как раздельные купальни, была бы слишком большой роскошью. Это, конечно, не касалось феодальной знати, принимавшей индивидуальные ванны. Самураям же вообще не рекомендовалось посещать баню, поскольку это требовало на какое-то время остаться без мечей, а значит, подвергнуть себя большому риску.
Сегодня к опыту совместных ванн можно приобщиться разве что где-нибудь в глуши на Сикоку, а на Хонсю — только на севере, не ближе префектуры Акита.
Часто удовольствие от посещения онсэна мужчины совмещали с удовольствиями другого рода. При онсэне гость мог найти девушку, которая скрашивала его пребывание на источниках. Бывало, что вокруг онсэна среди других развлечений складывался и «веселый квартал». Как сообщает главный герой романа Нацумэ Сосэки «Боттян», «Сумита — это городок с горячими минеральными источниками… …Тут тебе и ресторанчик, и заведение с ваннами, и парк есть, и даже квартал публичных домов имеется».
Знаменитая Минэко Ивасаки (бывшая самая высокооплачиваемая гейша Японии, опираясь на историю жизни которой Артур Голден написал «Мемуары гейши») в одном из интервью заметила, что на Западе имидж гейши был изрядно испорчен. Ведь на самом деле известные всем по описаниям Кавабаты девушки были не киотскими просвещенными «служительницами искусства», а онсэн-гейшами. В романе «Снежная страна» герой Симамура раз за разом едет на север, «в деревню на источниках», где ходит на лыжах, посещает баню, а вечерами ждет к себе молоденькую местную гейшу Комако.
Молодые женщины без средств к существованию путешествовали со своими непостоянными спутниками от одного онсэна к другому. Новый онсэн — новый мужчина. Иногда случались драмы: брошенная девушка могла свести счеты с жизнью. В связи с этим возник и поддерживается до сих пор негласный запрет на одиночные ночевки женщин в традиционных гостиницах — из опасения подобных инцидентов.
Изобразительное искусство тоже не обошло стороной двусмысленность темы японских бань. Множество гравюр эротического содержания изображали обнаженных красавиц в онсэне. Этой темы не чуждались даже большие мастера гравюр, например Утамаро. Традицию переняли манга и аниме, эксплуатирующие сексуально привлекательный образ голой девушки в облаках пара.
С развитием туристической индустрии онсэны превратились в самый массовый вид отдыха, сочетающий все варианты развлечений. В гостинице на горячих источниках теперь можно встретить и игровые автоматы, и бары, и вечерние музыкальные программы, и караоке. Нередко онсэны Японии трансформируются в аквапарки. Современный онсэн отличает техническая продвинутость, если под этим понимать сантехнику, отделочные материалы, а также снабжение всем необходимым снаряжением: шампунями, гелями и мылом разнообразных видов, кремами для ног и тела, пемзами, ватными спонжами и палочками для ушей, банными чепчиками, тапочками, весами и массажерами — как ножными, так и в виде кресел. Рядом с традиционными ваннами оборудованы минеральные джакузи. Кроме того, на территории онсэна за отдельную плату предлагаются еда и напитки, частные комнаты отдыха и даже услуги гадателя.
Как и многие другие явления японской жизни, онсэн принадлежит сразу двум измерениям — и культуре, и цивилизации, в этом его большая привлекательность. Для японцев, не видящих противоречия между телом и духом, сочетающих вековые чайные церемонии с разработкой роботов-андроидов, также естественно любить в онсэне и его древнюю мистическую сторону, и потребительское удобство.
У нас в России тоже есть онсены, только называются иначе;)