Немецкие подмастерья — Walz
Встретив их в современном городе, можно подумать, что это люди из прошлого: молодые парни и девушки в шляпах, двубортных жилетах и с посохами. Так выглядят немецкие подмастерья, отправившиеся в традиционное странствие — Walz.
Традиция странствующих подмастерьев появилась в Германии еще в 12 веке. Зародилась она из-за того, что мастера не хотели делить клиентов со своими учениками и попросту выгоняли их из города. Со временем, это приобрело новый смысл, подмастерья (Gesellen) путешествуют по окончанию четырехлетнего обучения в течение трех лет и одного дня, чтобы получить знания и опыт, без которых они не смогут сдать сложный экзамен и стать мастером. Диплом мастера (Meisterbrief), выданный ремесленной палатой, помимо пути в особую закрытую касту лучших мастеров, дает возможность, например, открыть свое предприятие или получить хорошую работу — некоторые предприятия нельзя открывать, если в штате нет сотрудника с таким дипломом.
Более всего традиция Walz распространена среди плотников, но в такое путешествие может отправиться любой ремесленник — каменщик, маляр, кровельщик. К отправляющемуся в дорогу подмастерью есть ряд требований: он должен иметь сертификат подмастерья, быть в возрасте до 30 лет, одиноким и бездетным, не иметь долгов, судимостей и постоянного места жительства. Кроме того, путешественнику нельзя пользоваться мобильным телефоном и платить за транспорт, поэтому Gesellen передвигаются пешком, на велосипедах и автостопом.
Для того чтобы традиция по-настоящему работала, заведено правило «запретного» или «заколдованного» круга — во время странствия подмастерью запрещено приближаться к родному городу ближе, чем на 50 километров. Исключение возможно только в случае болезни или смерти близкого человека. Отправляясь в путь, ремесленники закапывают под указателем своего города или деревни бутылку крепкого напитка, чтобы, вернувшись, распить ее с друзьями и коллегами-мастерами.
И если раньше странствующие ремесленники ограничивались в своих путешествиях Германией, то сегодня, благодаря развитию транспорта, их может занести и на другой континент.
Попадая в новый город, первым делом подмастерье направляется в ратушу к бургомистру, чтобы представиться и получить разрешение на работу. Печать и подпись бургомистра — это документальные доказательства путешествия, которые Gesellen представляют в свою палату, когда сдают экзамен мастера. Что они говорят в ратуше — тайна, содержание которой каждый узнает в своей палате. Такая конспирация нужна для того, чтобы защитить ремесленников и горожан от самозванцев.
Оказавшись в городе, подмастерья обращаются к мастерам своего профиля. По правилам, мастер обязан накормить гостя и предоставить ему ночлег, а на следующий день дать задание, выполнив которое, подмастерье расплатится за еду и кровать, а после может остаться на день или месяц — в зависимости от того, насколько хорошо он выполнил работу. Так, три года передвигаясь от города к городу, ремесленники приближаются к экзамену мастера.
В каждом немецком городе, где живут ремесленники, ежемесячно происходят встречи, на которые являются все мастера одного профиля и Gesellen, находящиеся в городе. На встречах завязываются знакомства, обмен знаниями, корме того, таким своеобразным способом ремесленники узнают, кто сейчас находится в их городе.
То, что всегда позволит отличить странствующего ремесленника в толпе, — форменная одежда, которая обязательно включает в себя жилет и пиджак с блестящими пуговицами, количество которых обозначает годы пройденного обучения. Как правило, такой жилет носят с брюками, расклешенными книзу, чтобы опилки не сыпались в обувь. Еще одна практичная деталь — рукава белой рубашки, которую носят подмастерья, подворачивают не наружу, как мы привыкли, а внутрь, чтобы опилки и песок не попадали в отворот.
Сдавший экзамен мастер может начать носить другую одежду, либо остаться в пиджаке и жилете со всеми заслуженными пуговицами. Обязательный атрибут подмастерья — посох, который перед тем, как отправиться в Walz, он обязан сделать сам из дикой вишни. Вместо сумки они используют платок строго определенного размера — 88 на 88 см, в котором носят все необходимое для путешествия.
Во время путешествий подмастерья носят в левом ухе золотую серьгу с гербом соответствующей палаты. На работе в целях безопасности ее снимают, так как серьги эти часто очень большого размера. Традиция носить серьгу возникла также из средневековья, когда она была капиталовложением, если с подмастерьем в пути случалось несчастье, серьгу продавали, а деньги использовали для погребения. Также, в старые времена ремесленнику, нарушившему правила Walz, серьгу из уха вырывали, что сегодня, к счастью, не практикуется. На шее путешественники носят цепь, на которой постепенно появляются новые и новые кулоны — гербы городов, в которых он побывал за время Walz. Также ремесленники носят на шее ленту, заколотую у воротника золотой иголкой. Это знак чести, который подмастерье получает от мастера, у которого учился первые четыре года, перед тем, как отправиться в странствие.