Лучшие отечественные комедии
Лучшие отечественные комедии — от черно-белых до хитов наших дней, цитаты из которых стали крылатыми выражениями, главные герои — народными любимцами, а сюжеты наглядно и емко описывают эпоху, времена и нравы.
Комедия — это шифр, по которому узнаешь человека — где и когда он родился. Для американцев безошибочным кодом является сцена из «В джазе только девушки», когда Дафна танцует с Осгудом Филдингом III, держа цветок в зубах, а Мэрилин Монро лечит поцелуями фальшивого миллионера. У нас же в голове цитаты и эпизоды отечественных комедий. Как в «Иван Васильевич меняет профессию» Леонид Куравлев изображает в телефонной будке даму: «Это артистка, которая не знакомая, но безумно хочет познакомиться». Как в «Служебном романе» на вопрос «как дела?» герой Мягкова отвечает: «Лучше, чем у Бубликова». Как Людмила Гурченко кричит, передразнивая героиню Нины Дорошиной: «Людк, а Людк, тьфу, деревня!» А кто теперь не знает, что такое «цигель, цигель, ай лю-лю»? Все наше. Навсегда. Итак, вот он лучшие отечественные комедии всех времен.
«Весна» (1947)
Ученый из Института Солнца Ирина Никитина (Любовь Орлова) имеет репутацию сухаря. Ее личностью интересуется режиссер Громов и хочет снять кинобиографию. На роль Никитиной претендует актриса Вера Шатрова (Любовь Орлова), которая для вхождения в образ отправляется в институт. Когда похожие как две капли воды женщины меняются местами, начинается веселая суматоха. Ученая на кинопробах выслушивает, что ничуть не похожа на прототип, а «такие губы уже никто не носит». Актриса принимает комплименты, до чего же она живая для человека из мира науки.
Хотя Григорий Александров упорно снимал Орлову в комических амплуа (до «Весны» были «Веселые ребята» и «Волга-Волга»), сложно представить более неожиданный выбор, все же жену и музу он представлял как советскую Марлен Дитрих, холодную блондинку. Тем не менее «Весна», с песней про ручьи и коронным выходом Фаины Раневской в роли домработницы, отправляющейся в модной шляпке хозяйки в кооператив со словами «Красота — это страшная сила!», — стопроцентная лирическая комедия.
«Карнавальная ночь» (1956)
Удивительное дело, но Эльдар Рязанов не хотел снимать прославившую его «Карнавальную ночь», директор студии настоял. В итоге 48,64 млн проданных билетов на фильм.
Директор Дома культуры Серафим Иванович Огурцов собирается отметить Новый год со всей «сурьёзностъю» — как минимум пригласить с лекцией астронома. Но солистка Лена Крылова, электрик Гриша Кольцов и художник Сережа Усиков тайно готовят альтернативный праздник с песнями, шутками, переодеваниями и танцами.
«Карнавальная ночь» — незабываемая. Великий артист Филиппов с монологом про звездочки и песней «Как у нас в садочке…», секретарша Тося, которая кормит героя Ильинского сосисками через решетку лифта… А молодая Гурченко в модном платье с подолом-колоколом и с песней про пять минут молниеносно завоевала сердца зрителей.
«Девчата» (1961)
Бойкая выпускница Симферопольского кулинарного училища Тося Кислицына прибывает в северный поселок работать поваром в столовой для лесорубов. Один из лесорубов — первый парень на деревне Илья — подкатывает в шутку к поварихе на танцах, но та дает решительный отпор. Несостоявшийся кавалер заключает пари с друзьями, что завоюет девушку. Он будет ругать ее стряпню, она станет дерзить при каждом удобном случае. Так начнется история любви. Кстати, Румянцева и Рыбников на момент съемок были уже взрослыми людьми, но все равно играли молодежь.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
Студент Шурик вечно попадает в истории. То на стройке в подопечные ему назначат хулигана Федю; то так зачитается конспектом для экзамена, что чуть было не пропустит чаровницу-студентку Лиду; то на складе, который он охраняет, соберутся устроить постановочное ограбление три жулика. Известное дело, что Шурик — альтер эго Леонида Гайдая. Если посмотреть на ранние фото режиссера, вопросы отпадают. Перед «Операцией «Ы» Гайдай успел снять короткометражки «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» про Труса, Балбеса и Бывалого, и здесь им посвящена целая новелла. Фильм посмотрели 69,6 млн зрителей. Фразы «А где бабуля? — Я за нее», «Бухти мне про космические корабли», «Профессор лопух, но аппаратура при нем» ушли в народ.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)
Все тот же студент Шурик едет на Кавказ собирать фольклор, где с ходу влюбляется в комсомолку и красавицу Нину. Между тем дядя Джабраил хочет сосватать Нину товарищу Б. Г. Саахову, крупной партийной шишке, за «20 баранов и импортный холодильник». Чтобы студент не болтался под ногами, его обманом привлекают к похищению невесты. В деле участвуют три комических головореза – толстяк, рохля и шутник. Однако украденная студентка и отличница оказывается тоже не лыком шита. Никулин в черкеске, поющий песню про султана. Вицин в меховой папахе. Моргунов, с помощью окурка показывающий, как танцевать твист. Варлей, одетая в желтую скатерть с бахромой. Этуш в мокром костюме, с гвоздикой на ухе и фразой «Либо я ее веду в ЗАГС, либо она ведет меня к прокурору». Незабываемо.
«Бриллиантовая рука» (1968)
Семен Семеныч Горбунков едет в морской круиз, где знакомится с франтом Гешей Козодоевым. Геша оказывается контрабандистом, который должен доставить из Стамбула «золото бриллианты» по заданию таинственного Шефа. Но Козодоев проваливает явку, а драгоценности по ошибке закатывают в гипс на Семен Семеныче. По возвращении в Москву за экономистом начинает гоняться не только малахольный Геша, но и суровый Лелик. В ход идут ресторан «Плакучая ива», рыбалка и розовый халат Анны Сергеевны. Дома у Горбункова тоже неладно, управдом намекает супруге, что муж изменился после заграничного путешествия.
Кроме искрометных шуток, «Бриллиантовая рука» прекрасна как портрет эпохи. Посмотрите, какие стрелки и наряды у Светличной, какие красные стены и мебель в отеле «Атлантик», как модно одет Андрей Миронов, наконец. Это 60-е!
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Инженер Александр Тимофеев с помощью машины времени открывает дверь в эпоху Ивана Грозного. Из-за неразберихи в прошлом оказываются зануда-управдом товарищ Бунша и вор Жорж Милославский. А в 70-е попадает царь Иван Васильевич, копия управдома, только гораздо осанистей.
Но у Шурика и без перемещений во времени полно проблем. Красавица-жена Зина сообщает, что уходит к режиссеру — «подлецу Якину». Иван Грозный требует срочно вернуть его в Древнюю Русь. Жоржа и Бунша того и гляди стрельцы казнят.
В основе «Ивана Васильевича» — пьеса Михаила Булгакова, но Гайдай добавил актуальной для своего времени сатиры. «Лепота», «Ключница водку делала», «Тьфу на вас еще раз», Леонид Куравлев, танцующий в царских палатах с пачкой сигарет, Юрий Яковлев, играющий двух разных персонажей. Великий фильм, великий.
«Не может быть!» (1975)
В киноальманахе Гайдая по Зощенко прекрасны все три новеллы. Но самая смешная все-таки — дуэт Куравлева-Крамарова в истории про неудачную женитьбу. Второй раз после «Ивана Васильевича» два комедианта в одном кадре выступают так, что смотришь «Не может быть!» в двадцатый раз, и можно еще столько же. И Вицин в роли пьющего отца невесты с фарфоровой кошкой и фразами «И все так чинно-благородно» и «Говорил я тебе, Володька, не женись».
«Здравствуйте, я ваша тетя!» (1975)
Английский бродяга Бабе Баберлей (Александр Калягин), переодевшийся в дамское платье, прячется от полиции в доме обедневшего полковника Чеснея. Сын полковника Чарли ждет со дня на день приезда богатой тетки из Бразилии, которая должна решить финансовые трудности семейства. Ошибочно приняв Бабса за тетю, Чарли с другом Джеки решают представить его папаше в качестве той самой бразильской донны Розы. За фальшивой Розой берутся ухаживать сам полковник Чесней и экзальтированный судья Кригс (Армен Джигарханян), оба в надежде жениться на состоянии. «Тетушка» тем временем чудит и милуется с невестами Чарли и Джеки. Чуть позже приезжает и настоящая донна из Бразилии.
«Здравствуйте, я ваша тетя!» — советский ответ травести-комедиям «В джазе только девушки» и «Тутси». Жеманничающий Калягин в зеленом балахоне и с буклями держит на себе все комическое повествование. С его донной Розой в нашем кино может посоперничатъ только Олег Табаков в роли мисс Эндрю в «Мэри Поппинс». Когда «тетушка» начинает обмахиваться веером и брякает за столом: «Спасибо, дружочек, только кусочек можно побольше», какие еще нужны аргументы?!
«Служебный роман» (1977)
Отец-одиночка Анатолий Ефремович Новосельцев, сотрудник отдела статистики, больше всего в жизни боится свою начальницу — Людмилу Прокофьевну Калугину. Впрочем, он не одинок в своей неприязни, от Калугиной шарахается весь штат. Новый заместитель директора — Юрий Самохвалов, оказавшийся однокашником Новосельцева, предлагает тому приударить за Калугиной, чтобы получить повышение. За самим Самохваловым с замиранием сердца следит другая сотрудница конторы, с которой у него в юности был роман.
С фальшивым ухаживанием все пойдет не так. Разговор о грибах, слезы на крыше, пролитое на лучшее платье вино, драка за честь, предательство. «Служебный роман» Рязанова — это и трагикомедия о нравах, и портрет времени, и большой фильм о настоящей любви.
«Мимино» (1977)
Валико Мизандари по прозвищу Мимино, что значит «сокол», парит над горными грузинскими деревнями. Но хочет в Москву — служить на международных авиалиниях. Встреченная им красавица-стюардесса Лариса Комарова вдохновляет на переезд в Москву, но путь к ней и к большой авиации оказывается куда более тернист, чем мечталось. Георгий Данелия снимал «Мимино» по сценарию, написанному вместе с Ревазом Габриадзе и Викторией Токаревой. Молодой Буба Кикабидзе в фильме сверкал белоснежной улыбкой, гулял широко, сражал своей непосредственностью («Ларису Ивановну хочу!»), но, затосковав, отказался от столичного успеха в пользу родных просторов.
«Любовь и голуби» (1984)
Сельский житель Василий Кузякин на курорте встречает Раису Захаровну, женщину стильную и одинокую. Вскоре супруга Кузякин а Надя получает от разлучницы письмо со словами «Спасибо вам за Васю». Весь дом вверх дном. Интеллигенту Меньшову на диво удалась народная комедия. Юрский с прибаутками «Инфаркт Микарда! Вот такой рубец!». Дорошина, оттаскавшая Гурченко за волосы и встречающая мужа словами «Ой, гляньте-ка, в глаза не смотрит, наверно, двойку получил!». 32 года фильму, а смотрится каждый раз с удовольствием.
«Особенности национальной охоты» (1995)
Молодой специалист финн Райво интересуется русскими традициями и просит друга Женю организовать ему настоящую охоту. В компании брутального пьющего армейского генерала Райво и Женя отправляются на дальний кордон, прихватив с собой несколько ящиков водки, где их ждет чудаковатый егерь Кузьмич. Само собой, охотники больше пьют, чем добывают дичь. А вскоре их приключения и вовсе принимают эпический характер. Фильм наполнен аллюзиями и экранизациями народных баек о случаях, которые могли произойти на настоящей охоте. В наличии и комплект русских стереотипов: баня, водка, медведи.
«Свадьба» (2000)
Красотка Таня неожиданно для себя и окружающих возвращается из Москвы в родные Липки, чтобы выйти замуж за друга ранней молодости Михаила. Денег на свадьбу нет, родственники и друзья буйствуют, торжество грозит расстроиться… Сам Лунгин объяснял идею фильма так: «В основе сюжета очень простая история: жить не на что, а жениться хочется. Эти люди умеют быть счастливыми, умеют быть и несчастными. В «Свадьбе» есть кажущаяся простота истории о любви, за которой многое скрывается. Эта история очень человеческая, где-то наивная, и потому через нее проступает парадоксальность, иногда абсурдность нашей жизни». «Свадьбе» вручили на Каннском кинофестивале приз за актерский ансамбль.
«День радио» (2008)
В Японском море дрейфует без топлива катер. Выпившие сотрудники «Как бы радио», узнав новость, вынужденно меняют тему музыкального марафона и устраивают в прямом эфире кампанию в его поддержку. Ну а для красного словца привирают: так, небольшое судно превращается в научный корабль «Доктор наук профессор Шварценгольд» с редкими видами животных на борту. В борьбу за спасение катера включается общественность. Вторая после «Дня выборов» картина «Квартета И». Молодцы!
«Самый лучший день» (2015)
Пьющий гаишник Петя Васютин (Дмитрий Нагиев) зимним вечером знакомится с кассиршей Олей. К лету завязавший с алкоголем Петя делает Оленьке предложение и обещает познакомить невесту с грозной мамой (Инна Чурикова, браво! Лучший выход после «Ширли-мырли»!) и папой (Михаил Боярский). Но на дежурстве, как на грех, в его машину врезается пьяная певица Алина Шепот, а чтобы избежать лишения прав, соблазняет Петю. О происшествии узнает вся деревня. Сватовству конец. Самый кассовый российский фильм 2015 года! Сравнения Крыжовникова с Гайдаем не случайны.
Весь советский кинематограф, в том числе комедии, снимался «человеками» для человека. В нём душевное тепло, мораль и если это комедия, то без пошлости… Сейчас же голую жопу показали и сами посмеялись… Тфу