Леонардо Ди Каприо, биография
Леонардо Ди Каприо отказался от роли Стива Джобса ради того, чтобы сыграть человека, который в одиночку противостоит природной стихии и жестокости окружающего мира (и не зря, эта роль принесла актеру первый в его карьере оскар). Лео, как и всем членам съемочной группы «Выжившего» (The Revenant), пришлось пройти через нечеловеческие испытания и препятствия. Впрочем его никогда не интересовали простые проекты, а каждая новая роль становилась профессиональным вызовом.
Биография Леонардо Ди Каприо
Впервые Лео был номинирован на «Оскар» (правда, за роль второго плана), когда ему было 19 лет. Блестящее начало карьеры для юноши, который до этого снялся в нескольких десятках рекламных роликов и сыграл детские роли в паре сериалов, среди которых культовая «Санта Барбара». Правда, к тому времени Ди Каприо работал в кино уже почти 17 лет — отец начал водить его на кастинги, когда мальчику было всего два с половиной года.
В фильме «Что гложет Гилберта Грейпа?» (What’s Eating Gilbert Grape) Лассе Халльстрема Лео сыграл почти своего ровесника — умственно неполноценного Арни. И сыграл так убедительно, что американские киноакадемики выдвинули Ди Каприо на самую престижную премию в мире кино (в номинации: лучшая мужская роль второго плана), невзирая на юный возраст актера и его никому не известную фамилию, одновременно с великими Джоном Малковичем и Томми Ли Джонсом, последний в итоге и получил награду.
Но эта история не о том, как красавчик-блондин мог бы стать кумиром молодежи (он им станет совсем скоро за роли в фильмах «Ромео + Джульетта» и «Титаник»), а о профессиональных амбициях юного актера. Чтобы быть убедительным на экране, Ди Каприо провел несколько дней в спецшколе для детей с умственными отклонениями, изучая их мимику, пластику, манеру говорить и двигаться. Основательная подготовка к каждой роли станет фирменным стилем Лео, на него обратят внимание серьезные режиссеры, а роль безумного принесет актеру вторую номинацию на «Оскар».
Американский психопат
Казалось бы, что может быть проще, чем сыграть Говарда Хьюза (Howard Hughes) — миллиардера, плейбоя, режиссера, продюсера, пилота, одного из самых могущественных людей Америки? Не роль, а подарок судьбы! Носи дорогие костюмы, летай на самолетах, живи в роскошных домах и целуй красивых женщин…
Леонардо Ди Каприо готовился к роли в фильме «Авиатор» (The Aviator) Мартина Скорсезе полтора (!) года. Во-первых, актеру и режиссеру предстояло придумать «своего» Хьюза, потому что биографий, псевдо-биографий, мемуаров, псевдо-мемуаров и воспоминаний (тоже большей частью выдуманных), посвященных эксцентричному миллиардеру, — огромное количество. Во-вторых, Лео нужно было избавиться от тени Томми Ли Джонса, который еще в 1977 году сыграл Говарда в фильме «Удивительный Говард Хьюз» (The Amazing Howard Hughes). В-третьих, Ди Каприо по собственной инициативе встречался с актрисой Джейн Рассел, которая когда-то играла в фильмах Хьюза, чтобы понять, каким человеком он был в жизни и на съемочной площадке.
Наконец, ядром роли стало обсессивно-компульсивное расстройство, которым страдал Говард Хьюз. Ди Каприо предстояло провести сотни часов, консультируясь с психиатром и общаясь с людьми, имеющими подобное заболевание, чтобы потом за три часа экранного времени показать, как навязчивые состояния разрушают блестящую жизнь Хьюза. Кстати, говорят, что в детстве Лео, как и сыгранный им герой, патологически боялся грязи. Но одно дело просто часто мыть руки, а другое — мыть их до содранной кожи!
Если до «Авиатора» у кого-то еще и были сомнения в таланте Ди Каприо, то после этого фильма они остались только у американских киноакадемиков. убедителен. После «Авиатора» Ди Каприо сменил тактику: что ж, если за роли странных, но в целом неплохих парней, награды не дают, надо попробовать играть мерзавцев.
Обаяние зла
Образы отрицательных персонажей, созданные Ди Каприо в фильмах «Кровавый алмаз» (Blood Diamond) 2006 года и «Волк с Уолл-Стрит» (The Wolf of Wall Street) 2013 года, принесли ему еще две оскаровские номинации и обогатили лексикон киноманов новым термином — «синдром Ди Каприо»: так стали называть актеров, которых, по мнению поклонников, киноакадемики незаслуженно обделили наградами.
Как бы там ни было, но золотую статуэтку Ди Каприо не получил. Прямо скажем, у по-голливудски добротного «Кровавого алмаза» шансов произвести впечатление на киноэстетов не было. Зато сама история о том, как в современном мире добывают драгоценные камни, настолько шокировала актера, что он перестал их покупать и дарить маме (другим женщинам столь щедрые подарки Лео никогда и не делал). Более того, в 2012 году он, наряду с десятком известных инвесторов, включающих, к примеру, основателя Twitter Эвана Уильямса и первого главу eBay Джеффри Сколла, также вложил деньги в компанию Diamond Foundry, которая производит синтетические алмазы.
Спилберг, Кэмерон, Тарантино, Лурман, Иствуд, Мендес — Ди Каприо успел поработать на съёмочной площадке у многих мэтров режиссуры. Однако самые прочные отношения связывают его с Мартином Скорсезе. «Волк с Уолл-стрит» стал их пятой совместной работой после «Банд Нью-Йорка» (2002), «Авиагора» (2004), «Отверженных» (2006) и «Острова проклятых» (2010). «Нам нравится одинаковая музыка, одни и те же фильмы — и бесят нас одни и те же вещи. Если, например, в какой-то сцене нас что-то не устраивает, нам даже не надо произносить это вслух. Мы оба помешаны на работе, мы доверяем друг другу», — говорит Лео. И восторженно продолжает: «Мартин помог мне как актёру подняться на совершенно новый уровень».
А вот пятая совместная работа Ди Каприо и Скорсезе (еще одного «оскаровского неудачника», имеющего только одну награду за свою 56-летнюю карьеру) могла бы стать для них «золотым дублем», однако так и не стала. За фильм «Волк с Уолл-стрит» на режиссера обрушились поборники морали: чтобы выйти в прокат с рейтингом R, допускающим к просмотру зрителей младше 17 лет в сопровождении взрослых, Скорсезе пришлось сократить большую часть сексуальных сцен, обнаженки и убрать почти все матерные слова.
На актера же накинулись защитники животных: по мнению зооактивистов, шимпанзе, сыгравшему в фильме самого себя, был нанесен «непоправимый психологический ущерб». Эти обвинения особенно нелепы в сочетании с активной позицией по отношению к экологии и охране природы, которую занимает Ди Каприо, и с тем, что вместе с Брижит Бардо актер является одним из самых известных в мире защитников прав животных. А ведь ради этой роли актер встречался с реальным «прототипом» своего героя — Джорданом Белфортом, он хотел вникнуть в психологию кокаинового наркомана, научился играть в теннис, к которому всегда был равнодушен, и даже получил ожог «пятой точки» в одной из сексуальных сцен. Впрочем, по сравнению с тем, что Ди Каприо пришлось пережить во время съемок «Выжившего», это сущие пустяки.
Кашляй и беги
Премьера фильма с его участием прошла на ура, а шампанское, которое наливали на фуршете, было действительно вкусным. И вот мы стоим рядом в стильно освещённом вестибюле отеля «Карл юн» в Каннах (Франция). Лео в хорошем настроении, он шутит и сияет, пока не замечает у входной двери фотографа, который стремглав бросается к нему. Улыбка на лице актёра мгновенно гаснет. Звезда Голливуда пригибается, чтобы скрыться за широкими спинами своих друзей. У папарацци нет шанса сделать сколько-нибудь приемлемый кадр. Не меняя позы, Ди Каприо пробирается к выходу. Там его уже ждёт лимузин с работающим мотором. Дверь машины захлопывается — и звезду поглощает ночная тьма.
Леонардо Ди Каприо определяет себя через свою работу, он актёр душой и телом. Однако фотосессии, интервью, восторженный визг поклонниц действуют американской звезде на нервы. Впрочем, у Ди Каприо есть в арсенале несколько уловок, позволяющих быстро исчезнуть с глаз публики на мероприятиях. Его излюбленная тактика — имитировать приступ кашля. Этим приёмом актёр особенно часто пользуется на красной дорожке. Выглядит это так: Ди Каприо наклоняет голову вперед, к груди, а правой рукой, сжатой в кулак, прикрывает рот, словно сдерживая приступ кашля. Тем самым он заслоняет своё лицо, портя картинку фотографам, и получает повод проследовать дальше, не останавливаясь.
Читайте: Лучшие фильмы и сериалы о сексе
Ди Каприо никогда не был звездой, близкой к народу. И горе тому, кто во время интервью осмелится задать слишком личный вопрос. Тогда мастер характерных ролей умолкает и на глазах превращается в глыбу льда. Тут же подключается его пресс-секретарь, угрожая при следующей неуместной реплике немедленно прервать интервью. Лео, как правило, вежлив с журналистами, но держит дистанцию. Ди Каприо не может смотреть собеседнику в глаза дольше трёх секунд. Его лицо никогда не выдаёт, что он чувствует. Он не пахнет лосьоном после бритья, и по его виду невозможно определить, сколько ему лет. Если вопрос ему не по душе, то он несколько раз громко повторяет его, прежде чем дать односложный ответ. Будучи поклонником его таланта, можно счесть такую сдержанность признаком «высшей крутости». Но и это толкование ему не нравится: «Я обычный зануда, самый заурядный. Я не люблю крутых типов. Большинство из моих друзей зануды. Их бы переклинило, услышь они, что я крутой».
Лео — обычный парень? Заурядный тип? Не очень-то согласуется с представлением, которое сложилось о нём у остального мира. Вспомним, например, что он встречается только с супермоделями. Среди тех, с кем целовался Ди Каприо, уже числятся Кейт Мосс, Ева Герцигова, Бриджет Холл, Кристен Занг, Эмбер Валена, Эрин Хизертон, Жизель Бюндхен, Бар Рафаэли и Тони Гаррн. Надо полагать, безупречное тело и белокурые волосы были для него решающим фактором.
Каникулы в Германии
Впрочем, ни одной из них так и не удалось привести Лео к алтарю. Хотя Бар Рафаэли была близка к этому. Мать актёра Ирмелин Ди Каприо, немка по национальности, уже успела полюбить милую израильтянку. Они часто готовили вместе, Бар нравилось играть с французским бульдогом Джанго — собакой Ирмелин. Лео также взял подружку-модель с собой в Германию, где представил её своей бабушке Хелене Инденбиркен. Ребёнком актёр часто проводил каникулы в Ор-Эркеншвике под Дортмундом, в квартире по улице Кампштрассе. Прежний сосед семьи вспоминает: «Он ходил в бассейн, гонял на велосипеде и даже участвовал в конкурсе по брейк-дансу». А вот слова самого Ди Каприо: «В фильме «Волк с Уолл-стрит» я немного показал, как умел танцевать когда-то. Подростком я однажды взял второй приз на конкурсе в Германии. По сей день считаю, что заслужил тогда первое место».
Большим ударом для Ди Каприо стала смерть бабушки Хелены в августе 2008 года в возрасте 93 лет. Правда, актёр не сразу отправился на родину своих предков. Он обождал несколько дней, пока разъехались все папарацци, а затем попрощался с бабушкой на лесном кладбище. Впрочем, Бар с ним рядом не было, поскольку она не смогла бы за такой короткий срок отпроситься с Недели моды в Нью-Йорке.
Германия и её культура определённым образом повлияли на Ди Каприо. Так, мало кому известно, что он вполне сносно говорит по-немецки. «Для общения в быту хватает, могу заказать еду, спросить дорогу. Но поддержать интересную, интеллектуальную беседу мне не удастся», — говорит актер. Когда он в США, то скучает по немецкой кухне. Леонардо обожает жареные колбаски с соусом карри, но его любимое блюдо — картофельные оладьи: «Приехав в Германию, я всегда прибавляю несколько килограммов. Я люблю немецкую еду и, когда сажусь за стол, наедаюсь до отвала».
Смотреть на вещи «по-немецки»
Его мать переехала в Калифорнию в пятидесятых годах. Мальчик вырос в Лос-Анджелесе, но его всегда тянуло в Германию, к спокойной и размеренной провинциальной жизни. В том числе и после прорывного успеха «Титаника». «Бабушку и маму вся шумиха вокруг моей персоны никогда не впечатляли. Поэтому я никогда не терял связи с реальностью. Они научили меня всегда оставаться открытым и честным, даже если это вызывает чьё-то неудовольствие. Мне всё равно, что думают обо мне люди, — говорит звезда. — Так смотреть на вещи, мне кажется, очень по-немецки — и я надеюсь, что сохраню такое отношение к жизни».
Для Ди Каприо важна только работа, и он настроен делать её как следует. Четыре номинации на «Оскар» говорят сами за себя. У Леонардо Ди Каприо очень хорошее чутьё на подходящие ему роли. Его считают одним из самых талантливых и профессиональных актёров Голливуда. Воплощать на экране героев увлекательной судьбы — вот что дает ему энергию.
Ди Каприо заявляет: «Я хочу снимать грандиозные фильмы один за другим. Я помешан на своей работе. И я не сдерживаю себя на съемках. Всем сценаристам и режиссерам, с которыми имею дело, я открыто говорю, что мне нравится, а что нет. Иногда получается очень жестко, но я не вижу в этом ничего плохого». Актёр знает, сколько стоит его слава, и сознательно пускает в ход этот аргумент: «Сейчас положение таково, что моё имя может сделать кассу фильму. Я должен пользоваться этим».
Читайте: Таллула Бэнкхед, биография
Но одними большими гонорарами, заманить звезду на съёмочную площадку не удастся. Решающую роль для Ди Каприо играет сценарий: «Я могу с чистой совестью утверждать, что ещё никогда не снимался в кино только из-за денег. Поэтому я, кстати, не играю в фантастике или фильмах про супергероев». Актёра, по его словам, интересуют настоящие люди и реальные судьбы, поэтому ему жаль тратить свои силы на поверхностные романтические комедии: «Я не люблю традиционные любовные истории. На мой взгляд, они слишком безвкусные. И на роль Ромео в «Ромео и Джульетте» согласился лишь потому, что меня заинтересовала современная интерпретация, предложенная в фильме, и мне очень нравился режиссёр». Его самая успешная работа, «Титаник» (1997, 11 «Оскаров»), тоже не укладывается в рамки обычной мелодрамы. Картина, ставшая третьей по прибыльности за всю историю кинематографа, была одновременно остросюжетным фильмом-катастрофой и любовной драмой. С момента выхода «Титаника» на экраны Ди-Каприо стал суперзвездой. Что он думает сегодня о том своём прорыве? «Я благодарен этому фильму. Он и сейчас помогает мне играть любые роли, какие захочу. Но к тому, что было с ним связано, я был совершенно не готов».
На письма поклонниц нет времени
Говоря так, он имеет в виду возникновение образа «Лео — ненавистника СМИ». «Я уже не воспринимал шумиху на премьерах как часть реальности, я чувствовал себя инопланетянином. Девушки были просто анонимной стеной кричащих ртов. Когда на вас изливается столько восторга, трудно по-прежнему ощущать себя человеком», — говорит актёр. С 1990-х годов его почтовый ящик переполняют письма от поклонниц. Ди Каприо практически не читает их — у него на это нет времени. «Но один мой друг просматривает почту для меня и отбирает самые невероятные и забавные письма. Некоторые девушки пишут действительно странные вещи». С тех пор как он взлетел на волну популярности («Меня узнают даже на Амазонке»), на него также охотятся папарацци. «Каждый раз, когда я злюсь на них или на бульварную прессу, я кажусь сам себе поверхностным идиотом. В конце концов, в мире есть более важные вещи, чем проблемы знаменитостей. Признаюсь, я ненавижу многих из этих папарацци, потому что они мешают мне жить. Хотелось бы, чтобы они оставили меня в покое. Но что поделать — я научился мириться с этим».
Его рано влекли к себе огни сцены. Еще ребёнком Лео любил развлекать других: «И в той истории с брейк-дансом, и со всякой прочей ерундой — я хотел внимания. Это у меня в крови». Дома мальчик часто изображал гостей, после того как те уходили, причём ему всегда удавалось рассмешить родителей. В какой-то момент он осознал, что развлекать людей — это профессия. А ещё на него тогда произвёл впечатление сводный брат Адам, который заработал 50 тысяч долларов за съёмки в рекламном ролике. Лео тоже хотел стать успешным — и родители поддерживали его в этом. Родители Ди Каприо расстались, когда мальчику был год. «Но при этом разводиться они так и не стали, воспитывали меня вместе и с большой нежностью», — вспоминает звезда. Отец, Джордж Ди Каприо, долгое время был для него главным примером. Джордж в шестидесятые был битником, рисовал комиксы и вёл богемную жизнь. «Он для меня нечто вроде Будды. От него я унаследовал эклектический вкус ко всему, что связано с искусством, политикой и сферой духовного».
Звучит романтично, но на деле детство Леонардо не было сплошной идиллией, ведь район Эко-Парк, в котором он тогда жил со своей матерью, известен высоким уровнем преступности. Наркотики были повсюду, мальчику ежедневно попадались на глаза наркоманы. Сам Ди Каприо никогда но прикасался к наркотикам. «Они способны только подавить ненависть к себе. Я думаю, многие в Голливуде, кто их принимает, просто хотят наказать себя», — говорит актёр. Чтобы обратить внимание общества на последствия этого пагубного пристрастия, он снялся в 1995 году в драме «Дневники баскетболиста».
Бережливость как норма жизни
Небогатое детство наложило отпечаток на характер Ди Каприо. Ведь он в те годы каждый день видел, как живут в Беверли-Хиллз другие, богатые: «Я ходил с ними в школу, и у меня перед глазами открывался мир, который не был моим». Сегодня Лео богат. Но, несмотря на свои высокие гонорары, он не разучился экономить: «Если у меня получается, то я не стану покупать в гостинице «Колу» за пять долларов, а пойду и возьму за те же деньги упаковку из шести бутылок в магазине за углом». Зато, имея достаточно средств на счету, Ди Каприо с удовольствием помогает другим. Всеми финансовыми вопросами ведает его мать Ирмелин, она же управляет делами его экологической организации «11th Hour Action». Звезда регулярно жертвует и собирает деньги на благие цели. «Однажды мой фонд выручил на аукционе 38 миллионов долларов, на эти деньги мы в том числе создали заповедник для тигров в Непале», — говорит Ди Каприо.
Кстати, в своих швейцарских проектах ему удалось совместить два объекта своих пристрастий — природу и шикарные часы. Совместно с имеющей богатую историю часовой компанией «Jaeger-LeCoultre» Леонардо разработал коллекцию часов класса люкс под девизом «Time to Саге» — «Время проявлять заботу». Вся выручка от этой кооперации была направлена на экологические проекты и защиту вымирающих видов. Каждые такие часы, украшенные выгравированной подписью Ди Каприо, стоили около 300 тысяч долларов. А для часовой марки «TAG Heuer» актёр стал лицом бренда, сменив своего коллегу Брэда Питта. Для этой компании он также разработал дизайн хронометра, модель назвали «Auqaracer 500М Calibre 5 Limited Edition Leonardo Di-Caprio». Часть доходов от её продажи опять-таки пошла на защиту окружающей среды.
Время для подобных проектов появляется у Леонардо только в перерывах между съёмками. Но перерывы случаются редко — слишком уж он любит свою работу. Актёр просто одержим страстью вживаться в новые образы. «Если я вошёл в роль, то ощущаю это каждой клеткой своего тела. В эти секунды я живу», — говорит он. В Голливуде он уже давно относится к классу «А». Немалое достижение, если учесть, что Ди Каприо никогда не переступал порога школы актёрского мастерства.