«Кыргызфильм», история киностудии
Каждую неделю в кинопрокате появляется несколько новых картин, которые изобилуют компьютерными спецэффектами и сложными постановочными трюками, а главные роли исполнены «звездным» актерским составом. Минимализм и изящность же остаются первично-ценными преимущественно в авторском кино, которое не имеет ни широкого распространения, ни принятия массовым зрителем. Авторское кино собирает в прокате небольшую кассу, а будучи снятым при более-менее крупном бюджете, часто не окупается.
Фильмы, снимаемые в России, стремятся приблизиться по качеству к западным, но получается это с переменным успехом. Ряд картин не дотягивает своими техническими решениями, другие — оригинальностью сюжета, но массовое кино, производимое в России, не всегда было таковым.
Многим нравятся фильмы, произведенные в Советском союзе: все знают о кинолентах «Веселые ребята», «Берегись автомобиля», «Неуловимые мстители», но на деле оказывается, что только единицам известны фильмы, снятые на киностудиях республик, входивших в СССР. Однако на таких студиях, как «Казахфильм», «Грузия-Фильм», «Молдова-Фильм», «Кыргызфильм» и прочих было снято множество прекрасных фильмов.
Отдельного внимания заслуживает киргизская киностудия, образованная в 1942 году на базе корреспондентского пункта в городе Фрунзе. Изначально ориентированная на документальную съемку «Фрунзенская студия кинохроники» была реорганизована в 1956 году, получив название «Киностудия документально-художественных фильмов», а затем в 1961 году стала называться «Кыргызфильм». Работы киргизских документалистов часто запрещали. Андрей Кончаловский вспоминает: «Документальное кино вообще сложно делать не диссидентским. Камеру поставил и что не снимешь — антисоветчина».
О национальном кинематографе Киргизии стали говорить, когда в Средней Азии появился писатель Чингиз Айтматов. Большинство фильмов на местной киностудии снималось по мотивам его произведений. Киргизам пришлись по вкусу истории писателя — максимально простые и ясные, но при этом утонченные, психологичные и трогательные. Айтматов часто обращался к жанру философской притчи, который оказался хорошо сочетаем с обширной мифологией киргизского народа и его историей, фольклором и импровизационной поэзией.
Шестидесятые ознаменовали начало подъема киргизского кинематографа. Картина «Зной» Ларисы Шепитько получила в 1964 году награду на МКФ в Карловых Варах, после чего в мировом киносообществе заговорили о киргизском кино, как о «кыргызском чуде».
Фундамент этого явления помогли заложить русские режиссеры, снявшие в Киргизии свои дипломные работы. К их числу относятся ленты «Материнское поле» Геннадия Базарова, «Мужчины без женщин» Альгимантаса Видугириса и «Первый учитель» Андрея Кончаловского, центральной темой которого является конфликт исконных киргизских традиций и прогресса, который приходит на пару с социалистическими идеями.
Молодой амбициозный учитель приезжает в небольшой населенный пункт с правительственным указом обучать детей грамотности, но встречает лишь отторжение местных жителей, граничащее с вредительством. Большим украшением фильма стало участие в съемках оператора Гриоргия Рерберга («12 стульев», «Зеркало», «Сталкер»), для которого «Первый учитель» стал дебютной полнометражной работой.
Снятые неподвижной камерой в контрастной черно-белой гамме без тональных переходов, киргизские горы усугубили эмоциональное воздействие фильма, сделав его еще более запоминающимся и впустив в советское кино гениального оператора.
В середине 60-х в Киргизию начали направлять деньги на развитие кинематографа и стала формироваться своеобразная школа, имеющая яркие отличительные черты. В «Кыргызфильм» прибыли недавно выпустившиеся из ВГИКа Мелис Убукеев («Трудная переправа»), Толомуш Океев («Красное яблоко», «Небо нашего детства»), Болотбек Шамшиев («Выстрел на перевале Караш», «Белый пароход», «Восхождение на Фудзияму», «Белые маки Иссык-Куля») и Геннадий Базаров («Материнское поле», «Зеница ока», «Засада»), у которых впоследствии получилось в корне изменить республиканскую киноисторию. Андрей Кончаловский позже говорил: «Это было замечательное время ренессанса советской послевоенной культуры».
Наиболее важные фильмы в карьерах Толомуша Океева и Болотбека Шамшиева были сняты по произведениям Чингиза Айтматова. На протяжении многих лет между ними шла негласная борьба за право экранизировать классика и занять лидирующее положение на студии.
Киноязык Толомуша Океева тяготеет к размеренному повествованию, стилистически напоминающему документальное кино. В его фильме «Небо нашего детства» не происходит каких-либо чрезмерно драматичных развязок, напротив, темпоритм фильма оказывается приближенным к естественному для быта кочевников, все происходящее очень просто, обыденно.
Напряжение в фильмах Болотбека Шамшиева, напротив, достигает высоких отметок, чувства героев выражаются открыто, их столкновения написаны густыми красками, идеологические заявления приобретают прямоту буквального выражения.
В 70-х годах Кыргызстан стал занимать одно из ведущих мест по производству кинопродукции в Советском Союзе, фильмы получали множество призов на международных кинофестивалях.
В 80-е на киностудии «Кыргызфильм» каждый год выходило около десяти документальных фильмов, три художественных фильма, три мультфильма, три киножурнала и велась кинолетопись. Большинство фильмов «кыргызского чуда» показывали во всех кинотеатрах Союза.
Хотя уже в конце 80-х киргизская киностудия не поставляла на экраны СССР сильных картин, этот временной промежуток смог воспитать режиссеров, которые вопреки отсутствию финансирования со стороны государства, смогли снять неплохие фильмы даже в 90-е годы («Буранный полустанок» Бакыта Карагулова, «Приемный сын» Актана Арым Кубата).
После установления независимости Киргизии, киноиндустрия, как и множество других отраслей, стала менее приоритетной для государственного финансирования, отчего долгое время находилась в упадке.
Однако же производство фильмов не остановлено. Киноиндустрия регулируется государством, а с культурой в Киргизии не все так гладко, как хотелось бы. В 2015 году было принято постановление, что финансирование кино будет доведено до 0,1% от общей расходной части бюджета республики. На «Кыргызфильме» был создан технический совет, включающий в себя ряд опытных режиссеров, операторов и инженеров. Кадров существенно не хватает, а поступить в центральные вузы Москвы и Санкт-Петербурга, где раньше обучались киргизские режиссеры, сейчас крайне непросто и чрезвычайно дорого.
За всю историю «Кыргызфильма» было снято более 500 кинокартин. Нынешнее поколение режиссеров перенимает черты фильмов «кыргызского чуда» — показ многогранных в своей экзотичности традиций и быта киргизов. Сейчас о «кыргызском чуде» помнит преимущественно только старшее поколение, а «Кыргызфильм» нуждается в серьезном переоснащении. Помещения «Кыргызфильма» сдаются в аренду нескольким десяткам частных киностудий, которые продолжают производить фильмы на деньги западных инвесторов. Бюджетных средств они получают немногим больше, чем фильмы, снятые на государственные средства. Эрнест Абдыжапаров говорит, что «есть второе чудо в киргизском кино. < …> То, что сейчас о нас говорят, это само по себе уже чудо».
В 2014 году творческие деятели Киргизии устроили возле Дома правительства «плач» по культуре, по аналогии с киргизской традиции оплакивания умерших, когда близкие громко плачут и причитают о своей утрате. Председатель союза кинематографистов Кыргызстана Садык Шер-Нияз, также являющийся режиссером, посетовал: «Это акция о времени, преданном забвению. Эти двадцать лет никакое внимание не уделялось культуре. Выросло уже целое поколение. Это плач о ненаписанных сценариях, о неисполненных ролях, о нереализованных потенциалах. К нашей культуре относятся по остаточному принципу».
Режиссер Нурлан Абдыкадыров считает, что проблема не столько в том, –что финансирование является недостаточным, сколько в том, что в республике отсутствуют «мощные художники»: «Если человек — личность, если человек талантливый, если у него есть идеи, он не будет сидеть и ждать, пока выйдет указ президента Бакиева, что надо сделать так, чтобы «Кыргызфильм» расцвел». По его словам, «Кыргызфильм» — это просто фабрика, продукцию которой создают личности, а личности, как известно, никаким указом не создашь.