История почтовых отправлений
Взаимоотношения в человеческом обществе всегда подразумевали потребность общаться и обмениваться информацией. А вот способов обмена столь необходимой человеку информацией — еще задолго до появления Интернета — было множество. Сегодня большинство из них, включая всевозможные почтовые пересылки, списаны в утиль, незаслуженно забыты. Но, как известно, кто не знает прошлого, у того нет будущего… Представляем вашему вниманию историю почтовых отправлений.
Не послать ли нам гонца?
В пределах слышимости естественным средством коммуникации, конечно же, была (и, к счастью, остается) речь. А когда голосовой мощи не хватало, задолго до изобретения телефона для передачи сообщений люди придумали такие усилители звука, как полые стволы деревьев, свистки, гонги, барабаны и колокола. Ко всему этому прилагались самые разнообразные системы условных сигналов. По тому же принципу действовала и визуальная связь посредством огня и дыма. В африканских племенах до сих пор широко используются тамтамы. Благодаря тональным вариациям порядок звуков, издаваемый этими барабанами, является чем-то вроде музыкального языка, который позволяет туземцам понимать отстукиваемые сообщения.
Появление письменности дало людям возможность обмениваться не только короткими устными сообщениями. Это значительно повысило потребность в отправке писем и подстегнуло развитие разнообразных способов их доставки. Самый давний вид пересылки сообщений — через пеших гонцов — существовал еще за 3000 лет до нашей эры в Ассирии, а позднее в Персии, Египте и Китае. В Древней Греции такие курьеры звались гемеродромами. Гонец Фидиппид вошел в историю благодаря тому, что после битвы при Марафоне без остановок добежал до Афин, чтобы первым возвестить о победе греков и, сообщив радостную новость, упал замертво. Подвиг быстроногого эллина позднее был увековечен благодаря появлению популярной дисциплины легкой атлетики, представляющей собой забег на дистанцию 42 км 195 м (расстояние между двумя городами) и названной в честь города Марафон, по дороге к которому установлен памятник Фидиппиду. В Римской империи пешие гонцы отбирались из числа рабов и состояли на службе у государства и богатых патрициев, доставляя сообщения в разные уголки страны. Весьма своеобразным видом письменности под названием кипу владела одна из величайших древних цивилизаций — Империя инков. Этот особый, удивительный вид письма представлял собой сплетения из разноцветных веревочек с узелками. Кроме бухгалтерского учета, записи законов и фиксации исторических событий сплетения кипу использовались инками для доставки сообщений пешими посыльными, которые у них именовались часки.
Постепенно пешие гонцы уступили место конным. Хотя в некоторых регионах, как, например, в нашей стране, пешая почта сохранилась вплоть до XIX века. В 1838 году в закарпатском селе Турьи Реметы скорбящие земляки собрали средства для установки на стене старой церкви мемориальной доски послу (как называли тогда в Украине почтальонов) Федору Фекете, который долгие годы исправно разносил корреспонденцию по окрестным деревням.
В Германии в Средние века перевозкой писем и посылок занимались мясники-гуртовщики. Они много путешествовали, закупая и продавая товар, поэтому за дополнительное вознаграждение взяли на себя еще и обязанности по доставке почты.
Чуть позже мясников потеснила прославленная почтовая династия Турн-и-Таксис, которая даже отсудила у гуртовщиков право на использование почтового рожка, сигнализировавшего гражданам о доставке корреспонденции. Этот духовой инструмент хоть и утратил свое прямое назначение, но до сих пор остается символом почтовой связи.
Доставить любой ценой
В XIX веке, когда количество писем и посылок сильно возросло, для транспортировки сообщений стали использовать крытые повозки и почтовые кареты. В Австралии дилижансы заменили вьючную почту. Поскольку в Англии экипажи перевозили не только письма, но и пассажиров, мастера по изготовлению карет стремились повысить комфорт путешественников, что неизбежно увеличивало размер транспортного средства.
В результате на узкой дороге два экипажа иногда не могли разминуться. Дело даже дошло до рассмотрения в британском парламенте, который вынужден был принять закон, ограничивающий допустимую ширину экипажей. Но это было временной проблемой: на смену спешили поезда. Первая перевозка почты по железной дороге состоялась 15 сентября 1830 года, когда была торжественно открыта линия Ливерпуль — Манчестер. Член парламента Великобритании Уильям Хаскиссон, франкировавший корреспонденцию, отправленную по железной дороге, стал печально знаменит как первый человек, погибший в тот же день под колесами поезда. Во многих других странах, как и в Англии, активно взялись за строительство железнодорожных полотен. Поначалу в поездах перевозили почтовые кареты, водружая их на специальные платформы, но потом стали транспортировать непосредственно письма и посылки. Позднее для ускорения доставки было предложено сортировать почтовые отправления в процессе движения, в специально оборудованных почтовых вагонах.
В первой половине XIX века на бескрайних просторах Северной Америки железную дорогу еще не построили, а расстояние между Западным и Восточным побережьем было немалым.
В ожидании прокладки рельсовых путей частные фирмы взяли дело в свои руки и пустили через пустыню почтовые дилижансы, перевозившие письма, посылки, а иногда и калифорнийское золото. Но дилижансы были не так шустры, чтобы ускользнуть от индейцев или от бандитов, промышлявших в американских прериях. И тогда появилась конкурирующая компания, которая основала конную курьерскую службу «Пони-экспресс», обязующуюся доставлять корреспонденцию с одного побережья на другое в течение десяти дней. Контора нанимала худых и крепких молодых парней до 18 лет, отдавая предпочтение сиротам. Риск для жизни был частью работы, поскольку наездники нередко становились жертвами бандитов. Американский писатель Марк Твен, которому довелось видеть «Пони-экспресс» в действии, описал всадников в своих путевых мемуарах «Налегке»: «Такой верховой почтальон обычно был маленьким и худощавым, но энергии и выносливости ему было не занимать». «Пони-экспресс» просуществовала чуть больше полутора лет, но вошла в историю благодаря своему отчаянному девизу: «Почта должна быть доставлена любой ценой». О легендарных всадниках компании в Соединенных Штатах было снято более десятка документальных и художественных фильмов.
Жесть как она есть
Характер почтовой связи, как правило, формировался в зависимости от климата и географического ландшафта местности. Так, в пустынях Азии и Африки для доставки писем использовались верблюды, в Альпах и на Аляске — санные собачьи упряжки. В Бельгии и Голландии собак запрягали в колесные тележки, а в Аризоне, в районе Большого Каньона, где даже вертолету проблематично приземлиться, письма до сих пор перевозят на мулах.
На одном из островов тихоокеанского государства Тонга, Ниуафооу, используют очень забавный способ доставки корреспонденции, который называют жестяной почтой. Все дело в том, что на этом маленьком кусочке суши вулканического происхождения нет никакой возможности построить гавань для кораблей, поэтому судна становятся на якорь вдали от берега, перевозя пассажиров на землю с помощью каноэ. А письма просто бросают в воду в герметично запечатанных консервных банках или жестяных коробках от печенья. Отсюда и название. Ниуафооу даже получил неофициальное прозвище Остров консервных банок. Корреспонденцию, брошенную с кораблей в воду, обычно подбирают местные пловцы или лодочники. Конечно, правительство искало и другие способы доставки почты. Для пересылки писем с соседних островов были опробованы ракеты, в специальные отсеки которых вкладывалась корреспонденция. Но из-за недостаточной дальности и точности ракеты часто не достигали цели и попросту тонули, поэтому жестяная почта успешно действует до сих пор.
Что касается писем в бутылках, то отправка сообщений в наглухо запечатанных сосудах, брошенных в воду, чаще всего применялась в отчаянном положении и служила морякам единственным способом сообщить миру о гибели корабля. Иногда подобные послания находили десятилетия спустя. Хотя в наше время существуют компании, которые за соответствующую плату доставят письмо в бутылке по точно указанному адресу, минуя пучину морскую.
Небесные курьеры
Использование воздушного пространства для официальной пересылки писем началось с аэростатной почты, применявшейся, как правило, в период военных действий. Пожалуй, самым известным историческим примером была осада Парижа во время франко-прусской войны. Для связи с внешним миром из города, окруженного кольцом врагов, было решено отправлять почту при помощи воздушных шаров. За время пятимесячной блокады Парижа в воздух поднялось 65 летательных аппаратов, наполненных воздухом, лишь пять из которых попали к немцам. Именно благодаря аэростатам французам удалось вывезти из города почтовых голубей и таким образом наладить отправку сообщений и в осажденный город.
Удивительную способность голубей находить дорогу к родному дому люди издавна использовали в целях связи. Но только во время прусской блокады Парижа в 1870 году почтовая администрация официально признала голубиную почту полноценным средством доставки корреспонденции. Из осажденной французской столицы птицы перенесли около 100 тысяч служебных и свыше миллиона частных писем. Многие голуби гибли от рук, точнее, когтей неприятеля: для уничтожения пернатых почтальонов немцы выпускали ястребов. За самоотверженный труд крылатых курьеров парижане поставили памятник голубю. В Киеве первое частное общество почтово-голубиного спорта было учреждено в 1890 году. А на Гавайских островах в связи с нехваткой пароходных рейсов в конце XIX века организовали регулярную голубиную почту. Во время Второй мировой войны голубей-почтальонов использовали и советские войска. При повреждении телефонных линий птицы оказывались незаменимы. Союзники-англичане тоже прибегали к помощи пернатых курьеров, когда опасались прослушивания радиопереговоров. Считается, что преумножением своего богатства династия Ротшильдов обязана именно почтовому голубю, который принес известие о поражении Наполеона в битве при Ватерлоо на день раньше, чем об этом официально объявило правительство. Натан Ротшильд поспешил на биржу и провернул очень выгодную финансовую операцию по продаже ценных бумаг, значительно увеличив свой капитал.
Еще одной разновидностью воздушной перевозки корреспонденции в первой половине XX века стала цеппелинная, или дирижабельная почта. Жесткий каркасный дирижабль, который также называли цеппелином — по имени конструктора графа Фердинанда фон Цеппелина, — совершил свой первый полет в 1900 году. А уже спустя 12 лет доставка почты на дирижаблях приобрела регулярный официальный характер — летательные аппараты курсировали даже из Европы в Америку. Но, несмотря на внушительность преодолеваемых расстояний, закрывать глаза на частые аварии цеппелинов было нельзя. И в конце 30-х годов прошлого века дирижаблестроение пошло на убыль. К тому же стремительное развитие авиации уже позволяло совершать дальние рейсы с почтой и пассажирами. Так на смену величественным цеппелинам пришли не менее элегантные, но гораздо более быстрые и надежные самолеты.
Первая официальная авиаперевозка писем и открыток состоялась в феврале 1911 года в Индии. Пилот Анри Пеке успешно преодолел расстояние в 13 км из Аллахабада в Наини. А семь месяцев спустя король Великобритании Георг V в честь своей коронации торжественно открыл почтовую авиалинию протяженностью 34 км из Лондона в летнюю резиденцию британских монархов — Виндзор. После этого официальная доставка корреспонденции самолетами стала шириться повсеместно. Знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери работал пилотом авиапочтовых перевозок французской компании «Аэропосталь», что нашло отображение в его романе «Южный почтовый».
Шпионские штучки
Самым изобретательным видом почтовой связи, окруженным ореолом опасности и тайны, несомненно, была перевозка секретной корреспонденции. Помимо необходимости доставить сообщение к месту назначения, требовалось проявить незаурядную смекалку, чтобы почту не обнаружили при пограничной проверке. Тексты посланий маскировали с помощью химических чернил, которыми писали между книжных строк и на полях газет, на нижнем белье и даже на теле. Сообщения засовывали в курительные трубки и полые карандаши, подвязывали в тонких пакетах под мышками, зашивали в бюстгальтеры и подкладки пиджаков, перевозили в пустотелых рукоятках ножей и кисточек для бритья, прятали в подошвах ботинок и в консервных банках с двойным дном. Многие из этих способов разоблачены, потому что курьерам часто не хватало хладнокровия сохранять спокойствие, и своей неуместной суетой они выдавали себя с головой. Безусловно, на фоне развития электронных технологий в XXI веке все эти шпионские методы перевозки почты почти столетней давности кажутся допотопными. Но стоит снять шляпу, отдавая должное изобретательности секретных агентов прошлого, ведь нельзя забывать, что в те времена о беспроводной связи и супернавороченных гаджетах а-ля Джеймс Бонд даже не мечтали. Это сейчас активные пользователи Интернета привыкли к тому, что между отправкой и получением электронных писем, открыток и сообщений проходят доли секунды, а обычное бумажное письмо, доставленное по почте, стало чем-то вроде анахронизма. Да и надобность их писать для многих попросту отпала. Зачем, если можно, находясь даже за тысячи километров от адресата, пообщаться с ним через Skype, WhatsApp, или, на худой конец, отправить послание по имейл. Но прогресс прогрессом, а все-таки как приятно на праздники, заглянув в почтовый ящик, обнаружить там «пережиток старины» в виде красивой открытки от родных или друзей и, перечитав поздравительный текст, радостно поставить ее на полочку на самом видном месте.