История часов Swatch
Вот уже пятнадцать лет я пишу о часах, езжу в Швейцарию на выставки, встречаюсь с часовщиками, смотрю на разные произведенные ими чудеса. В одних 250 деталей, в других — 300, в третьих — 400. Циферблаты из драгоценной эмали, перламутра, камеи. Одни из золота, другие из платины, третьи из сапфирового стекла. Одни стоят сто тысяч франков, другие — двести, третьи — миллион. Я восхищаюсь, но при этом не забываю то, что все это великолепие возможно только благодаря тем часам, которые я те же пятнадцать лет с удовольствием надеваю. В них полсотни деталей, они из черного пластика с белым циферблатом и стоят 50 франков. Но нет более знаменитых часов XX века, чем эта первая модель швейцарских часов Swatch.
Часы Swatch появились на публике в 1980 году. Швейцарская часовая промышленность тогда стремительно загибалась. Механические часы никому не были нужны. Мировые рынки атаковали японцы с кварцевыми «калибрами», простые, точные и дьявольски дешевые. В 1970-м у швейцарских часовщиков было в кармане 85% мирового рынка. Пришел кварц, и через 10 лет у них осталось 22%, а потом и вовсе 15%. Это был крах.
В этот момент на сцене появился Николас Хайек, француз родом из Ливана, инженер, глава консалтинговой фирмы. Известный консультант и советчик. Его позвали оценить ущерб, нанесенный двум огромным часовым холдингам, закрыть лавочку с наименьшими потерями. И дали три месяца на подготовку финального доклада. Но Хайек не стал писать реквием, а решил взяться за дело. Он вложил деньги в гибнущие марки и для начала наглядно показал, что у швейцарцев есть еще шансы на победу. В магазины по всему миру были отправлены одинаковые часы. Одни из них были помечены Made in Switzerland, другие — Made in Japan, третьи — Made in Hongkong. Оказалось, что при прочих равных условиях лучше всех расходилась продукция именно со швейцарской маркировкой. Оставалось сделать конкурентоспособный товар.
Читайте: Стили мужских наручных часов
А он к тому времени уже существовал. В часовой компании ЕТА работали два молодых инженера: 25-летний Элмар Мок и 33-летний Жак Мюллер. Они подружились на стажировке в Германии и решили на досуге изобрести пластмассовые часы, которые могли бы собираться на конвейере. Над своим досуговым проектом они трудились в рабочее время и даже заказали дорогущую машину для точного литья из пластмассы. Разразился скандал. Легенда рассказывает, что директор Эрнст Тромке вызвал их на ковер и дал два часа на обоснование безумия. Через два часа он увидел нарисованный от руки на миллиметровой бумаге эскиз того, что станет часами Swatch, и не уволил молодых наглецов, а, напротив, поручил довести концепт до ума.
Для обычных кварцевых часов требовалась сотня деталей. Мюллер и Мок свели их к 51. Монтировались они не на отдельной «платине», а прямо на точно отлитом пластиковом корпусе. Все операции были механизированы, и себестоимость часов колебалась по разным сведениям от 5 до 8 франков. Дешевым часам необходимо было отличаться традиционной швейцарской надежностью и долговечностью, но люди должны были покупать их возможно чаще. И поскольку только мода способна заставить человека немотивированно менять одно на другое, Swatch должны были стать модным аксессуаром и объектом коллекционирования. Новым часам нужен был новый дизайн. Для его разработки Жак Мюллер пригласил своего брата Бернара, тот — свою коллегу Марилиз Шмидт, вместе они придумали: пластиковые часы не должны изображать классику, что делали в то время японцы. Кварц — это новая схема жизни, новые цвета, никакой скуки. Модель окрестили Swatch (Second Watch, но и Swiss Watch, швейцарские часы) и установили невиданную для настоящих швейцарских часов цену 50 франков.
Но любые, даже самые прекрасные часы можно было загубить при продаже. Так и произошло с первой серией — она провалилась. Но гений и философ рынка Николас Хайек сумел поднять доставшиеся ему часы на небывалую высоту. Кстати, и в прямом смысле слова — он не только послал их в космос, но и повесил желтые Swatch высотой 162 метра и весом 13 тонн на один из франкфуртских небоскребов. Как к этому относились часовщики из старинных династий? «Пока я запускал Swatch, это было смешанное чувство восхищения и презрения. Как если бы кто-то, не умея ни писать, ни читать, создал роман-бестселлер», — рассказывал Хайек. Когда же, опираясь на пластик, стали вставать на ноги и скупленные им старинные марки Breguet, Omega и Longines, когда он стал делать часы — произведения искусства, завистникам оставалось только развести руками.
Читайте: Успешный швейцарский дизайн
Хайек считал, что его часы станут лучшей рекламой Швейцарии в мире. Так и произошло. В их честь он окрестил свою Swatch Group, сейчас самую мощную и богатую в мире, и суеверно сохранял их в продаже. Первые в истории Swatch выпускаются до сих пор, и цена их принципиально не меняется. За этим следят его потомки.
Swatch – это не только интереснейший маркетинговый, художественный и даже социальный проект, это удивительный пример великих «никаких часов».
Их носят, когда хотят подчеркнуть свою независимость среди часовых грандов. Но эти несерьезные часы полны уважения к часовой истории — недаром они выиграли у электронных «цифровиков» борьбу за традиционный циферблат и стандартную стрелку. Есть вещи, которые означают больше, чем просто вещи. Мы носим их, не замечая, что носим историю победы. Ей в этом году 30 лет от роду.