Иконы мужского стиля
Рассмотрим иконы мужского стиля, «законодателей», чья манера одеваться сводила с ума мужчин и женщин тогда, сводит и сейчас.
Кэри Грант
Британец Кэри Грант стал символом элегантности золотого века Голливуда. С его участием сделаны лучшие на свете фильмы «Мышьяк и старое кружево», «Филадельфийская история», «Воспитание крошки», «Поймать вора» и «Шарада». Партнерша актера по фильму «На север через северо-запад» Эва-Мари Сент говорила, что многие мужчины носят хорошие костюмы, но они существуют отдельно от них, а вот на Гранте пиджак и брюки всегда сидят как влитые. Внешний облик перфекциониста Дональда Дрейпера в «Безумцах» отчасти срисован как раз с Кэри Гранта.
Считается, что Ян Флеминг писал характер Джеймса Бонда, держа в уме образ достопочтенного джентльмена Гранта, хотя Грант, увы, отказался играть суперагента в экранизации «Доктора Но», сославшись на возраст — 58 лет. Эталонный образ актера – костюм-тройка Brooks Brothers и неизменный платок в нагрудном кармане пиджака, но на Гранте безупречно смотрелось все: очки ботаника и смокинг в «Воспитании крошки», белая рубашка и шейный платок в «Поймать вора», светлый плащ в «Шараде». Когда репортер сказал актеру: «Все хотят быть Кэри Грантом», тот ответил: «Так и я бы хотел».
Марлон Брандо
Брандо был родоначальником бунтарского уличного стиля 1950-х. Оглядываясь на то, как он одевался, мужчины постепенно сменили деловые костюмы на пролетарские брутальные вещи. Стилеобразующие роли актера — в «Дикаре» и «Трамвае «Желание». После них с легкой руки Брандо в моду вошли обтягивающие майки с открытыми плечами (раньше их воспринимали как нижнее белье), кепки с козырьком, байкерские куртки Perfecto, грубые джинсы.
Чтобы усовершенствовать собственные формы, актер занимался в спортзале, оттого одежда сидела на нем особенно хорошо. Брандо стал одним из главных объектов желания до начала 1960-х, но к моменту «Последнего танго в Париже» 1972 года с тем мускулистым нахальным парнем было покончено. Брандо был уже другим человеком, погрузневшим и усталым. Надо заметить, что образ актера по сей день не дает покоя кинематографистам. В «Королевстве хрустального черепа» герой Шиа Лабефа одет в точности как Брандо в «Дикаре». И герой Эвана Питерса в четвертом сезоне «Американской истории ужаса» в первой сцене появляется в облике Стэнли Ковальски — в кожаной куртке и в белой майке в обтяжку.
Джеймс Дин
Кажется, что немеркнущая популярность Джеймса Дина связана не только с его красотой, а еще и с тем, что он выглядел как звезда на все времена. Его фотографии не кажутся далеким ретро, они могли бы быть сняты и сейчас. Вот Джеймс в черном свитере и в белых кедах закинул ноги на стол или в модных очках читает книгу на кухне. Вот он в байкерской кожаной куртке готов умчаться на мотоцикле, вот в тельняшке и пальто выходит из театра, а вот в расстегнутой рубашке хаки и с сигаретой в зубах прислонился к трейлеру. Каждый кадр удивительно современен.
Появись он в красном бомбере, синих джинсах и белой майке из «Бунтаря без причины» на улицах Нью-Йорка, к нему бы так же бросились фотографы моды — просто потому, что очень уж ловко на нем все сидит. Дин, как и молодой Брандо, продолжил моду на уличный стиль — кожаные куртки, джинсы, солнцезащитные очки, белые майки, чуть мятые рубашки, байкерские ботинки.
Стив Маккуин
О Стиве Маккуине в мужских журналах о стиле принято писать с придыханием. Если нужно продемонстрировать какую-нибудь вещь на все времена, показать, как носить ее наилучшим образом, на помощь призывается очередная старая фотография Маккуина. Актер, как и его герои в «Аферах Томаса Крауна» и «Буллите», умел жить так, чтобы на него равнялись даже 50 лет спустя. Маккуин водил Jaguar, Porsche и Ferrari. Красавицы сходили по нему с ума.
Стиль актера был достаточно простой, но привычные вещи на этом худощавом голубоглазом блондине с обветренным лицом смотрелись превосходно. Маккуин носил очки Persol в роговой оправе, поло, куртки-бомберы, кардиганы, замшевые ботинки, штанычино, «летные» кожаные куртки. Любил белый цвет, мог запросто одеться с ног до головы в белое — кеды, рубашка, подвернутые брюки. Поклонники Маккуина видят в нем этакого Томаса Крауна, человека, который умел все: покорять женщин, с шиком тратить деньги, выглядеть мужчиной мечты, будучи одетым в потрепанные кеды и бежевый бомбер. Надо ли говорить, что вся мода на нормкор, о которой твердят сейчас, Маккуином была освоена полвека назад.
Майкл Кейн
Британец Майкл Кейн ввел в моду то, что можно назвать стилем интеллигентов. Хотя про себя актер шутил, что он продолжает оставаться кокни, но с интеллектом и с миллионом долларов. Даже играя крутых парней, Кейн часто не расставался со своими знаменитыми очками в толстой оправе. Так очки (а актер предпочитал британскую марку Cutler & Gross) перестали быть уделом гиков, а уж в наши дни из-за «ботанических» оправ случилось полное помешательство.
Кейн носил светлые плащи, безупречные костюмы, пальто в мелкую клетку, кардиганы с белыми рубашками, свитера с треугольным вырезом, строгие ботинки. Его вечное амплуа — умный парень, который, даже попадая в странные обстоятельства, не теряет апломба и выглядит так, что понятно: этот человек уделил своему гардеробу достаточно времени. Марка Band of Outsiders выстроила всю свою концепцию на «оксфордском» стиле, который так любил Кейн.
Дэвид Боуи
Ни одному музыканту мода не обязана больше, чем Дэвиду Боуи. Выставки костюмов музыканта в лондонском Музее Виктории и Альберта пользовались огромным успехом. Журналы регулярно делают подборки вещей «одеться как Боуи». Каждый год на подиум пробирается очередная цитата из его нарядов. Изображения Боуи появляются на майках и толстовках куда чаще остальных рок-персонажей. Боуи всегда бы помешан на том, как он выглядит на сцене, зная, что публика любит глазами.
Музыкант несколько раз изобретал для себя впечатляющее альтер эго, а потом менял его на новое. Для космической рок-звезды Зигги Стардаста он перекрасился в рыжий цвет, освоил макияж в стиле кабуки и стал носить пестрые комбинезоны. Для Аладдина Зейна вообразил себя неким футуристическим Арлекином, выступал в мешковатых брюках с подтяжками и в маске с нарисованной красной молнией. Для Худого Белого герцога в ход пошли черный костюм-тройка, белая рубашка и зачесанные назад блондинистые волосы. В роли пришельца в кинодебюте «Человек, который упал на Землю» он носил парку с большим капюшоном, строгие костюмы, очки-авиаторы и денди-шляпу.
Боуи никогда не смущали женские наряды и обилие косметики: даже будучи разряженным и раскрашенным, он оставался самым привлекательным мужчиной в мире. Ему принадлежит авторство песни под названием Fashion, и в золотые годы чувство стиля его ни разу не подводило. К концу 1970-х Боуи отказался от радикальных экспериментов с внешностью и выглядел почти нейтрально. Это не означает, что его гардероб перестал быть интересен. Например, фото музыканта для обложки сингла Heroes в кожаной куртке-бомбере и поныне остается поводом для мужской зависти. Применив выражение «подлецу все к лицу», можно констатировать, что Боуи равным образом шло все: дикие театральные наряды, небесно-голубой костюм, каблуки, смокинг, кимоно, дурацкий клетчатый галстук, гангстерская шляпа, военная форма, комбинезон с пайетками, строгое британское пальто, тренч и рабочие ботинки.
Кит Ричардс
Мику Джаггеру, может быть и досталось побольше девиц и славы за The Rolling Stones, но все лавры за чувство стиля принадлежат Киту Ричардсу. Выглядит и одевается Кит куда эффектнее фронтмена. В конце концов, у кого позаимствовали облик Джека Воробья в «Пиратах Карибского моря» и на кого Джонни Депп ориентируется, одеваясь в обычной жизни? Конечно, все это Кит.
Образ Ричардса — это термоядерное смешение британского классического костюма, цыганщины, рок-н-ролла и пиратского арсенала. Кит с легкостью смешает вещи из разных «опер», но делает это так виртуозно, что стилистам неплохо бы записывать за ним эффектные ходы. Шляпа-Федора и классическое пальто, но с ярко-зелеными кедами и узкими джинсами. Идеально сшитый пиджак и строгая голубая рубашка, но надетые вместе с повязкой на голову и рокерскими металлическими украшениями. Или шляпа, бандана, кожаная байкерская куртка, богемный шарф и кроссовки. О чем вообще говорить, если вид семидесятилетнего Ричардса вдохновляет куда больше, чем облик всех прочих музыкантов, появившихся на полвека позже?
Джон Кеннеди
Как стиль Жаклин Кеннеди называют модным, так ее муж остался в истории президентом, который одевался лучше всех. Джон Кеннеди прекрасно знал, что он обаятелен и хорош собой. Потому умел выглядеть безупречно на официальных мероприятиях, и даже будучи на отдыхе с семьей, всегда мог преподать урок стиля. Главные приметы гардероба — полосатые галстуки, платки в нагрудном кармане пиджака, сложенные треугольником, синие костюмы, белые брюки с «университетским» блейзером — для серьезных встреч, а поло, джемперы, подвернутые брюкичино, джемперы крупной вязки, солнцезащитные очки в роговой оправе и кеды — для отдыха.
Пол Ньюман
Надо заметить, что актер выглядел прекрасно и в 20 лет, и в 50. Во многом секрет кроется в том, что, в отличие от Брандо, семьянин Ньюман вел спокойный образ жизни. Его внешность являла собой мечту об идеальном американском парне — статный блондин с кристально-голубыми глазами. Каждый его киногерой заставлял смотреть на себя неотрывно — Брик в «Кошке на раскаленной крыше», Бутч в «Бутче Кэссиди и Санденсе Киде». Генри в «Афере», Ли в «Харпере».
Актер ненавидел смокинги и официоз, старался держаться от них подальше. Как и Стив Маккуин, Ньюман был королем повседневного стиля. В его гардеробе жили рубашки с брюками хаки, вельветовые пиджаки, куртки летчика, кеды, уютные свитера, штанычино, кофты с шалевым воротником, гоночные жакеты, очки-авиаторы, мокасины, замшевые сапоги. Вроде обычные вещи, но, надев их, мало кто может хоть немного приблизиться к ньюмановскому совершенству.
Жан-Поль Бельмондо
Роль главного французского модника 1960-х мы без сомнений отдаем молодому Жан-Полю. Лебединая песня Бельмондо — роль хулигана Мишеля в годдаровском «На последнем дыхании». Каждое появление актера в фильме растащили на кадры — как он обнимает Джин Сиберг, как небрежно носит шляпу и костюм с чуть ослабленным галстуком, как заматывает шарф в компанию к объемному вязаному кардигану, как в расстегнутой рубашке и с сигаретой в зубах сидит на капоте машины, как, нацепив кепку и солнцезащитные очки в тонкой металлической оправе, делает вид, что читает газету. Внешний облик Бельмондо той поры — воплощение «новой волны», бунтарство, помноженное на неизбежные французские шик и позерство.