Галерея Маурицхёйс, Гаага
И вот мы снова идем по улицам одного из крупнейших городов Голландии, ее неофициальной столицы Гааги. Прогуливаясь по центру шумного города, перед нами открывается живописный вид на зеркальную гладь дворцового пруда, на берегу которого раскинулся «Бинненхоф» — древний замок правителей Голландии, обросший со временем пристройками и превратившийся в величественный архитектурный ансамбль. Действительно здесь есть на что посмотреть. Здесь заседает голландский парламент, здесь королевская резиденция, здесь величественный рыцарский замок «Риддерзаал», одно из древнейших зданий Нидерландов. Но этим летом мы приехали в Гаагу совсем с другой целью, ведь после почти двухлетней реконструкции вновь открыла свои двери королевская галерея «Маурицхёйс». Мы просто не смогли оставить без внимания столь значимое событие в мире искусства.
Музеи «Маурицхёйс» — дословно «Дом Морица» — в Нидерландах считается вторым по значимости музеем живописи. Этот небольшой трехэтажный дворец был построен в 1641 году по заказу фельдмаршала Морица Нассау-Зигенского, наместника одной из голландских колоний. Поначалу это был просто дворец, лишь в 1820 году королевская семья выкупила «Маурицхёйс» у его хозяев с намерением разместить там собрание культурных ценностей. А спустя ещё два года было положено начало картинной галерее.
На фоне грандиозного комплекса «Бинненхоф» музей смотрится вроде бы не слишком впечатляюще. Просто одна из многочисленных соседних построек, гордый, но скромный замок. Сам «Бинненхоф» примечателен асинхронностью входящих в его состав зданий, построенных в разное время архитекторами разных стилей, модерн здесь спокойно сосуществует с древностью. Но, видимо, благодаря такому контрасту классический замок «Маурицхёйс» и притягивает к себе взгляды. А может быть, содержимое музея так и просится наружу, его невозможно спрятать за толстыми каменными стенами. Ведь содержимое это будет побогаче иной казны, доверху набитой золотыми слитками. И ещё неизвестно, стоит ли менять на такую казну хотя бы один из находящихся в галерее экспонатов.
Дважды в своей истории «Маурицхёйс» подвергался реконструкции. Первый раз дворец сгорел в 1704 году, ещё до основания музея. Тогда он был отстроен, но лишился своего купола. И вот теперь, 27 июня 2014 года «Маурицхёйс» вновь гостеприимно распахивает свои двери после очередного ремонта, затянувшегося более чем на два года и потребовавшего миллионных расходов. Из мирового турне возвращаются на свои места экспонаты, посетившие США, Японию и Италию, так что музей опять готов принять всех желающих. Благодаря некоторой перепланировке внутренних помещений и объединению с соседним зданием, «Маурицхёйс» увеличил свою пропускную способность. Теперь в течении года приобщиться к прекрасному смогут более 250000 человек. Цифры эти не слишком сильно изменились по сравнению с дореконструкционным периодом, но не стоит забывать о том, что «Маурицхёйс» — небольшой трёхэтажный дворец и снаружи он выглядит гораздо менее вместительным, чем на самом деле.
Любая из здешних построек достойна внимания и восхищения, да и сам пруд завораживает своей красотой и безмятежным спокойствием. Здесь можно провести не один час просто прогуливаясь и получая наслаждение от увиденного, но нам необходимо было немного поторопиться, ведь нас уже ждали. Оторвав взгляды от прилегающих к музею красот, мы зашли в галерею. Тут поневоле замедляешь шаг и понижаешь голос до шёпота.
Рембрандт ван Рейс, навеки вписавший свое имя в скрижали истории искусства; признанный мастер света Ян Вермеер; не столь хорошо известные широкой публике, но от того не менее талантливые Паулюс Поттер, Франс Хальс, Ян Стин, Корнелис Трост… Присутствуют и «неголландцы»: великий фламандец Питер Пауль Рубенс, «отец натюрморта» Амброзиус Босхарт, представитель немецкой династии художников Ганс Гольбейн-младший. Вот далеко не полный список представленных в музее живописцев, ведь чтобы перечислить всех, понадобится гораздо больше времени, сил и букв. Разные люди, разные судьбы… Но всех их объединяет одно: жажда прекрасного и невероятное мастерство, которым ныне имеем возможность восхищаться мы, потомки. По собранным в «Маурицхёйсе» картинам можно не только изучать быт и нравы наших предков, но и окунуться в водоворот событий средневекового мира, равно как не просто проследить жизненные вехи самих художников, но и определить их характер, привычки, а может быть и желания. На кого-то в большей степени, на кого-то в меньшей, но именно таким фантастическим образом действует атмосфера «оживших» полотен, созданных великими мастерами. Читая эти строки дома, за бокалом вина, можно усомниться в их правоте, но стоит только зайти в галерею, окунуться в мир необузданных, мятежных цветов, как вы поймёте, что так оно и есть.
Картин в «Маурицхёйсе» не так уж и много. Изначально в музее было выставлено двести работ, а теперь их около восьми сотен. Но даже такую, сравнительно небольшую коллекцию вряд ли удастся осмотреть за один день. Слишком сильным будет эстетический удар. Ведь собранные в «Маурицхёйсе» картины — тщательно подобранные шедевры лучших голландских (по большей части) мастеров Золотого века; собиратели явно отдавали предпочтение качеству перед количеством. Но и среди этого великолепия есть экземпляры, которым может позавидовать любой музей мира. «Автопортрет Рембрандта», «Мёртвый лебедь», «Встречи друзей у Бибериуса», «Давид и Саул». На одну только «Девушку с жемчужной сережкой» можно смотреть часами. «Девушка с жемчужной сережкой» Яна Вермеера — одна из редких в мировой живописи картин, не датированных автором. Приблизительным временем её создания знатоки называют 1665 год. Кто конкретно изображен на картине также неизвестно. Значила ли что-нибудь в жизни художника эта женщина, была ли случайной знакомой или проблеском фантазии — теперь вряд ли можно узнать. Да и так ли уж это важно? Ведь наслаждение от непосредственно картины перевешивает неполноту её историко-статистических характеристик. И как дополнение к сказанному, один печальный исторический факт: в 1881 году бесценное полотно было продано на аукционе всего за 2 гульдена и тридцать центов, после чего передано покупателем в собственность музея. Такова суровая действительность, в которой мировые шедевры приобретаются по столь ничтожным ценам. Впрочем, может оно и к лучшему, ведь в конце концов картина оказалась в музее, где ею могут любоваться все без исключения, а не затерялась в частной коллекции. В любом случае 2 гульдена уж точно не были потрачены зря.
В картинной галерее «Маурицхёйс» невозможно налюбоваться всем и за год. «Вид Делфта» — ещё одна великая картина Вермеера, на которой он увековечил свой родной город. В процессе написания художник использовал несколько живописных техник, подчеркнув, тем самым, своё мастерство. Также существуют предположения, что Вермеер несколько изменил реальный вид Делфта, чтобы добиться максимально возможной гармонии. Но уверенно утверждать это не представляется возможным: ни одно из изображенных на картине зданий не сохранило к текущему времени свой первоначальный вид.
Перечисленные ранее шедевры, ещё не всё, что можно увидеть в галерее. Вас также ждут такие произведения, как «Смеющийся мальчик» Франса Халса, «Ваза с цветами в окне» кисти Амброзиуса Босхарта, «Портрет Роберта Чесмена», где Ганс Гольбейн запечатлел, как надменный лорд собирается на соколиную охоту, «Урок анатомии» Рембрандта, «Молодой бык» Паулюса Поттера. Все прошедшие годы коллекция «Маурицхёйса» беспрестанно пополнялась. Большая часть полотен поступала из частных собраний, как то из собрания принца Вильгельма V Оранского, последнего штатгальтера Голландии. Значительный вклад в развитие музея внесли Ян Виллем Пиннеман и Жан Захария Мазель, бывшие в разные времена его директорами. Пиннеман, помимо всего прочего, ещё и лично реставрировал картины, которые находились в бедственном положении. При ещё одном директоре, Яне Кареле де Йонге, музей наконец-то занял все залы «Дома Морица», а сам де Йонге чудесным образом обнаружил на чердаке дворца значительное число пылившихся там полотен, которые он впоследствии присоединил к общей коллекции.
Многие картины «Маурицхёйса» подобно людям обладают своей собственной, во многом трагической, судьбой. Некоторые пережили французский плен во времена наполеоновских войн и вернулись домой лишь после долгого отсутствия. Некоторые вынуждены были подвергнуться серьёзной реставрации, получив существенные повреждения из-за небрежного обращения с ними. Но все они дожили до наших дней, и по-прежнему являются объектом восхищения любителей живописи. Прогуливаясь по залам галереи просто невозможно не проникнуться чувством благодарности к людям, которые смогли сохранить культурные ценности и донести их до нашего сумбурного 21-го века, когда подлинное искусство порой стоит меньше, чем даже те самые пресловутые два гульдена.
Немного подустав после столь насыщенного дня мы спустились в небольшое кафе, которое также находится на территории «Маурицхёйс», нас ждал легкий обед в окружении шедевров мировой живописи. Для тех же, кто и дома не желает расставаться с «Маурицхёйсом», есть весьма занимательный магазин, в котором вам представится возможность приобрести литературу по истории живописи, фотоальбомы и многое другое.
Подводя итог, хочется робко надеяться, что какое-то представление — пусть весьма незначительное — о собрании картин в «Маурицхёйсе» вы всё-таки получили. Тем не менее приходится с долей грусти констатировать, что самым существенным является то, о чём не было сказано ни единого слова. Сколько имен осталось за пределами этих строк, о скольких полотнах вы не узнали из данного материала. Сколько интересного и тайного мы не смогли вам поведать лишь потому, что оно открывается только при непосредственном прикосновении к нему. Да и много ли будет стоить вышенаписанное, если вы никогда не увидите «Маурицхёйс» своими глазами? Ведь единожды увиденное перевесит тысячи мнений и сотни тысяч слов. И какие бы впечатления не вызвало у вас посещение музея, его ни в коем случае нельзя будет назвать попусту потраченным временем. И он, как гостеприимный хозяин, подарит вам незабываемую красоту, ну а вы, в свою очередь, на правах любезного гостя, отдадите ему свои эмоции.