Фотограф Пол Стрэнд
Его считают одним из самых значительных представителей модернизма в фотоискусстве XX века. Американский фотограф Пол Стрэнд открывал новые эстетические возможности в использовании средств фотографии, никогда не превращаясь в безразличного созерцателя того мира, который запечатлевал.
Впервые Пол Стрэнд начал посещать фотокурсы еще в 17 лет. Восхищённый выставками нью-йоркской галереи «291», он всё глубже осваивал искусство фотографии. Источниками вдохновения ему служили снимки Эдварда Стейхена и работы американских фотохудожников из окружения Альфреда Стиглица. Он рано обратился к темам города, например, в примечательном цикле анонимных фотографий людей, сделанных с близкого расстояния на улицах Нью-Йорка, Стрэнд изучал возможности фиксации современной жизни с помощью фотокамеры, считая особенно завораживающими способы запечатления мельчайших деталей предметов и процессов.
Путешественник
Стрэнда постоянно влекли путешествия, они давали ему возможность увидеть через объектив фотоаппарата особенности мест и событий, не доступные восприятию иными способами. С 1932 по 1934 год он занимался съёмками в Мексике. Эта поездка оставила глубокий след в его душе, подтолкнув его к поддержке левых политических сил. Стрэнд укрепил на объективе своей камеры «Графлекс» призму, что позволило ему создать впечатляющую серию портретов, сделанных украдкой.
Кроме того, он подробно познакомился с условиями жизни мексиканских крестьян — результатом стал удивительный цикл «Bultos», фотографии вырезанных из дерева и раскрашенных культовых скульптур в мексиканских церквях. В этих снимках впервые сквозят черты отхода Стрэнда от модернизма в пользу романтизма, попытка выразить ту сторону жизни, которая, по мнению мастера, постепенно утрачивалась.
Сильно пострадав от всемирного экономического кризиса 1930-х годов, Стрэнд обратился к кинематографу как инструменту общественных перемен и лишь после 1945 года вновь вернулся к фотографии. В своих фотоальбомах он создавал многогранные портреты людей и мест. Так, в 1950 году Стрэнд выпустил «Time in New England» — книгу, в которой, казалось, прошлое и настоящее сошлись воедино, — обосновывая традицию толерантности, свободы и демократических возможностей в культуре Америки.
Италия и Африка
Эти ценности были очень значимы для Стрэнда — в том же году он переехал во Францию, чтобы избежать преследований за сочувствие коммунистам, усиливающихся в США. Он продолжал поиски сообществ, отражающих его политические идеалы, и проявил особый интерес к итальянской деревне Луццара в долине По. Результатом стала книга 1955 года «Un paese: Portrait of an italian village», испытавшая влияние неореалистической эстетики Чезаре Дзаваттини. Её основу составили портреты жителей деревни за работой и дома — волнующий акт преклонения перед повседневной жизнью.
Стрэнд также много снимал в Африке. В 1963 году его пригласил Кваме Нкрума, первый президент Ганы после обретения ею независимости от Великобритании. В стране шла стремительная модернизация, и фотограф был восхищён демократией, формировавшейся в эти годы в Гане. Его книга под названием «Ghana: An african portrait», вышедшая лишь в 1976 году, даёт представление о современности Ганы, формирующейся рядом с традиционной культурой. Стрэнда, очевидно, захватила насыщенная общественная жизнь африканской страны, и потому в дополнение к портретам он поместил в книгу снимки ярких уличных картин: собраний, политических митингов, сцен на рынке.
В 1976 году Пол Стрэнд умер в возрасте 85 лет в своём доме в Оржевале под Парижем. Хотя в последние годы он чаще снимал свой сад, но в целом оставленное им богатое фотографическое наследие по праву считают одним из выдающихся достижений модернистской фотографии XX века.