Джессика Лэнг, биография
Больше, чем любая актриса последних сорока лет, она соответствует голливудскому канону красоты. Но в отличие от звезд «золотой эры» Голливуда, живших в условиях кабальных контрактов, Джессика Лэнг свободно выбирает материал. Когда не было подходящих проектов в Голливуде, она уходила на Бродвей. Когда самые интересные сценарии стали писать для ТВ — проявила себя и там. Даже ее самая первая роль, которая не была вершиной актерского мастерства, вошла в историю кино.
Испуганной блондинке, попавшей в лапы гигантской обезьяны в римейке «Кинг-Конга» 1976 года, требовалось только хорошо выглядеть и громко кричать. Благодаря модельной красоте актрисы и мужественности гориллы эта история превратилась в двусмысленную мелодраму, где волосатый «король джунглей» был более желанной парой для девушки, чем любой из окружавших ее мужчин. Дюймовочка, сидящая на огромной ладони, — пожалуй, единственный в ее карьере образ, который можно считать символом уходящей патриархальной эпохи. Через шесть лет она снимется в комедии «Милашка» — манифесте победившего феминизма, в котором актрисы «мыльных опер» бунтуют против сексизма.
В роли ангела смерти в фильме Боба Фосса «Весь этот джаз» Джессика Лэнг сделала свой выбор в пользу больших мастеров. Она снялась у Раффлсона, Поллака, Коста-Гавраса, Скорсезе, Вендерса, Бертона, Джармуша, не боялась острых тем и провокационных образов. Ее перестало волновать, насколько она хороша собой в кадре. Напротив, разрушение личности и красоты станет темой, к которой она вернется много раз.
Для роли «большой Эдди», полубезумной тетки Джекки Кеннеди, доживающей век в доме, полном котов и енотов, она даже просила состарить ее как можно сильнее — только так можно было донести идею мимолетности красоты и успеха. О том же и третий сезон «Американской истории ужасов», где ведьма Фиона Гуд, любительница сигарет, виски и кокаина, идет на все, чтобы сохранить свои чары. История фантастическая, но Лэнг играет ее реалистично — желание повернуть время вспять понятно всем.
Читайте: Мерил Стрип, биография актрисы
Свой заряд нонконформизма актриса получила в мае 1968-го. Ей было 19, бойфренд, фотограф Нако Гранде, снимал в Андалузии и в Амстердаме, и где-то на полпути они попали в Париж. «Город был осажден, — вспоминала актриса. — Это выглядело как настоящая революция. Я подумала, что хочу здесь остаться». Данью интереса к бунтарям стала ее роль в фильме «Френсис» (1983). Ее героиня, звезда Голливуда 30-40-х Френсис Фармер, стала изгоем, не желая играть по правилам студийной системы. За это продюсеры, родственники и доброжелатели отправили ее в сумасшедший дом и подвергли лоботомии. Роль в фильме, не потерявшем актуальности и сегодня, по иронии судьбы была награждена на Московском кинофестивале — фильм сочли «прогрессивным» и даже выпустили в советский прокат.
С Пако Гранде она расписалась в 1970-м и довольно быстро рассталась. Самые яркие романы актрисы — с Михаилом Барышниковым и с актером, режиссером и драматургом Сэмом Шэпардом, от которых Лэнг родила троих детей, — не были оформлены официально.
Кто знает, приминали тому презрение к формальностям или то, что после развода Лэнг выплачивала Гранде алименты — тот начал слепнуть и лишился заработка. Можно только сказать, что ее взлеты не связаны с мужчинами: расставшись с Шэпардом в 2009-м, она стала еще популярнее благодаря «Американской истории ужасов».
Читайте: Фильмы сериалы о нечистой силе
Теперь она предпочитает роли умных, уверенных в себе женщин. Утверждает, что уже завершает карьеру, и это ли не эффектный финал — на пике формы, в сериале, где возможно все? Чего стоит хотя бы песня The Name Game, исполненная ею с кордебалетом из дурдома во втором сезоне! В четвертом, Лэнг тоже поет — с немецким акцентом. Ее героиня — немка Эльза, бежавшая из Германии и выступающая в Америке с цирком уродцев в 1950-м. Зная авторов «Американской истории ужасов», понятно, что уродливыми окажутся не цирковые фрики, а «нормальные» люди. В Лэнг, кстати, есть финская, голландская и немецкая кровь, но «белокурая бестия» родилась и выросла в Америке, поэтому немецкому акценту училась у консультанта по сценической речи.
Сейчас, когда Джессика Лэнг может себе позволить заниматься лишь тем, что нравится, она вернулась к фотографии. Она долго коллекционировала Картье-Брессона, Йозефа Куделку и снимала в стол.
Сейчас изданы два фотоальбома Лэнг, ее выставки гастролировали по миру, и интересны они не потому, что автор — кинозвезда. Пресытившись «глянцем», она наблюдает за обычными людьми и нетуристическими пейзажами. Черно-белая пленка с ее игрой света и тени насыщает сюжеты из жизни драмой и смыслами, иногда явными, а иногда неочевидными. Пройдя школу больших мастеров, Джесека Лэнг сама стала автором.