Джаспер Моррисон — обычный дизайнер
Когда говорят о «суперобычном» дизайне, неизбежно звучит его имя. Джаспер Моррисон — оформитель и дизайнер всегда в поисках настоящей сути вещей.
Прочь от непрактичных предметов с броским внешним видом — назад, к утилитарности и функциональности без лишних прикрас. Этот поиск нашел своё выражение в философии «Super natural», разработанной совместно с японским дизайнером Наото Фукасава.
Джаспер Моррисон проектировал всевозможные вещи, причём получались они достаточно простыми. Практичность в повседневности и универсальность оформления являются для него наивысшими приоритетами. Столовые приборы, скрепки, чашки, стулья, пластиковые вёдра и тому подобное — всё это «обычные», повседневные предметы, многие из которых используются веками. Однако понятия «обычный» и «суперобычный» невозможно чётко определить. Хотя слово «обычный», то есть «нормальный», предполагает «норму», но разве нормированы наши представления об обычных вещах? Как бы ни интерпретировали понятие «обычный», для Моррисона обычные вещи — это изделия, которые существовали всегда, не меняясь с годами. Что отличает эти предметы, так это не эффектный дизайн, а их простота. В своё время Моррисон и Фукасава посвятили своей «суперобычной» философии выставку, посредством которой попытались дать ответ на вопрос о цели существование мира, где почти всё снабжено этикеткой «дизайн».
Скромность в дизайне
Первую сенсацию Моррисон вызвал в 1987 году на выставке «documenta 8» в Касселе своей пространственной инсталляцией «Reuters News Center», а через год — инсталляцией «Some new items for the home» в галерее «DAAD» в Берлине. Его выставка в ни чем не примечательном помещении, стены, пол и мебель которого были изготовлены из дешёвой фанеры, произвела эффект бомбы.
Подчёркнутая скромность Моррисона стала провокацией для всех тех, кто «вскочил в поезд» проектов «Мемфис». Его объекты со значительно упрощённой формой считались реакцией на постмодернистскую эксцентричность группы «Мемфис». Мир дизайна находился в стадии быстро развивающегося перелома. Группа «Мемфис» определила новую модель дизайна, которая с иронией выбрасывала за борт современности. Однако Моррисон сопротивлялся этому течению: «Моя основная критика была направлена против группы «Мемфис» во главе с итальянским дизайнером Этторе Соттсассом. Их дизайн был создан прямо для музея и игнорировал потребности пользователя. Я считал это просто смешным». Профессиональная пресса оценила его стулья и столы из клееной древесины и сообщила о появлении приверженца «новой простоты» и даже о течении «no design».
Инсталляция вызвала интерес и у Рольфа Фельбаума, руководителя фирмы «Vitra» который начал производство стула «plywood chair» сразу же после выставки.
Следующим решающим шагом на пути к классической простоте, определившим вид будущих работ дизайнера, стала дверная ручка «1144» для «FSB». «О том, как пользоваться дверной ручкой, не нужно думать. — объясняет он. — Как хороший дворецкий, она остаётся на заднем плане и всё же убедительно выполняет свою функцию».
То есть Моррисон не ищет необычных решений, а занимается новой интерпретацией известного. Благодаря доработке или совершенствованию изделий он вдыхает в них новую жизнь. По поводу дальнейшей потребности в новых изделиях, функциональность которых уже задана, он высказывается в интервью газете «Die Zeit»: «Еще 500 лет назад можно было сказать, что стульев достаточно и новые разрабатывать не нужно. Тогда сегодня мы бы сидели с большим неудобством. Для меня решающим моментом является не то, что создаваемое мною изделие уже существует, а то, чтобы оно долго приносило комфорт». То есть, в мире, полном сверхдизайна, Моррисон стремится к сдержанности. Многократно доказано, что такая сдержанность может произвести сильный эффект. Хотя Моррисон не рассматривает дизайн как демонстрацию необычного, он всё же считает, что «… мы оцениваем дизайн по виду и функции. Однако интереснее и важнее для нас третий критерий — воздействие атмосферы на окружение».
Высокообразованный аскет
Родился Моррисон в 1959 году в Лондоне, где позднее получил степень бакалавра в Кингстонской политехнической школе дизайна. В 1985 году он дополнил её степенью магистра в Королевском колледже искусств.
В 27 лет Моррисон основал в Лондоне собственную дизайнерскую студию под своим именем, и уже через год его работы были показаны на выставке «documenta 8» в Касселе. А потом началось сотрудничество с такими известными производителями, как «Alessi», «Cappellini», «Vitra», «Magis», «Samsung», «Flos», «Rado».
В начале 90-х годов Моррисоном заинтересовались итальянские производители мебели. Диван «3 sofa deluxe», разработанный для «Cappellini», становится его первым классическим изделием в сфере мягкой мебели.
Разнообразие изделий и клиентов дало возможность экспериментировать со всё новыми и новыми методами и материалами. Так, классические стальные и кожаные кресла Поля Кьерхольма вдохновили Моррисона на разработку кресла «low pad chair» для «Cappellini».
Для него Моррисон использовал новый метод обивки, чтобы изготовить мягкое кожаное сиденье, которое было бы одновременно удобным и долговечным. Однако его способности не ограничиваются мебелью, кухонной утварью и телефонами. В рамках выставки «Экспо 2000» Моррисон оформлял трамваи города Ганновера, его почерк несёт на себе и автобусная станция архитектурного комплекса «Vitra Campus» в городе Вайль-на-Рейне.
Сегодня компания «Jasper Morrison ltd.» располагает тремя дизайнерскими бюро. Головной офис находится в Лондоне, один филиал — в Париже и один — в Токио. Моррисон может гордиться впечатляющей карьерой, на протяжении которой он получил за свои проекты многочисленные дизайнерские награды, в том числе «iF Design Award» и «Red Dot Design Award».
Выглядит он, возможно, как существо с другой планеты, ведь из-за своих характерных очков и тихого голоса излучает, скорее, шарм физика. Звёздный культ ему чужд, хотя он уже давно мог бы претендовать на него. В то же время элегантный и слегка ироничный стиль — фирменный знак всей его карьеры.