Bugatti Type 57 SC Atlantic
Bugatti Type 57 SC Atlantic, вероятно, самый зрелищный автомобиль довоенной истории — своенравный, элегантный и незабываемый.
Шел 1936 год, когда Эрнест Хемингуэй опубликовал свой рассказ «Снега Килиманджаро», а Хамфри Богарт блистал в роли Дюка Манти в фильме «Окаменелый лес». Родились Ив Сен Лоран и Бадди Холли, а тогдашние модницы носили низко спущенные на затылок «греческие валики». В этом же году молодой Жан Бугатти сконструировал, вероятно, самый знаменитый автомобиль довоенной истории — «Bugatti Туре 57 SC Atlantic». 57-й модельный ряд, который Этторе Бугатти, отец Жана, вначале пренебрежительно называл «бьюиками, сделанными в Мольсайме», вскоре обеспечил предприятию финансовое благополучие, а «57 SC» стал одним из самых дорогих автомобилей всех времён.
«Bugatti Туре 57 SC Atlantic» — кстати, буква «С» означает «компрессор» («compressor») — был изготовлен всего в четырёх экземплярах. Вдохновлённый авиацией, Жан Бугатти задумывал «Атлантик» как гоночный спортивный автомобиль и невероятным образом передал языком форм эстетику и философию тогдашнего стиля арт-деко. У талантливого Жана Бугатти получился настоящий шедевр автомобилестроения с вытянутыми почти до середины передними колёсными арками, задними дверями для более удобного входа и элегантными обтекаемыми линиями. Вероятно, наиболее характерным признаком «Bugatti Туре 57 SC Atlantic» является клёпаный шов, проходящий от лобового стекла до заднего бампера и соединяющий обе половины кузова. Это было обусловлено производственно-технической необходимостью, ведь алюминий нельзя было сваривать. Мощность автомобиля также впечатляла: его восьмицилиндровый однорядный двигатель объёмом 3257 см3 обеспечивал целых 200 км/час.
После выхода в отставку основателя фирмы Этторе Бугатти в 1936 году руководство предприятием в эльзасском Мольсайме взял на себя его старший сын Жан, которому тогда исполнилось всего лишь 27 лет. Он довёл до совершенства язык форм, сохранившийся в «Бугатти» до сих пор. В 1939 году, в возрасте тридцати лет, Жан Бугатти трагически погиб. Во время испытания автомобиля «Atlantic С Tank», победившего ранее на «24-часовых гонках» в Ле Мане, он на скорости 200 км/час слетел с дороги, чтобы избежать столкновения с велосипедистом.
Читайте: Ferrari 400 Superamerica
Четыре «Атлантика» — четыре истории
Лишь два из четырёх выпущенных автомобилей «Bugatti Туре 57 SC Atlantic» пребывают сегодня в оригинальном состоянии. Первая модель, проданная в 1936 году Натаниэлю Майеру Виктору Ротшильду, сейчас является собственностью американского коллекционера Питера Маллина, который приобрёл её в 2010 году за 30 миллионов долларов. Второй полностью сохранившийся экземпляр принадлежит модельеру Ральфу Лорену. Однако оригинальному сапфирово-синему цвету Лорен предпочел чёрный и перекрасил автомобиль.
Читайте: Marmon v16
К двум другим «Атлантикам» судьба была менее благосклонна. Окутанный легендами «чёрный автомобиль» исчез из частного владения Жана Бугатти мистическим, до сих пор не выясненным образом при транспортировке в 1941 году, в неразберихе Второй мировой войны. «Атлантик» Рене Шатара был разрушен, когда в 1955 году он со своей подругой Жанин Вашерон погиб при столкновении с поездом. Обломки, долго хранимые французской железнодорожной компанией под замком, приобрёл в 1965 году коллекционер Андре Берсон, который восстановил автомобиль, на 80% собрав его из новых деталей.
Какими бы разными ни были пути четырёх «Атлантиков», каждый из них остаётся неотъемлемой частью автомобильной истории.