Аэропорт Гаваны имени Хосе Марти
Собирая вещи и садясь в самолет, вы еще, возможно, волнуетесь и прикидываете, каким-то будет аэропорт прилета. Когда же позади тринадцать часов висения над бескрайней синей гладью, волнения уже нет. Вы готовы высадиться хоть в джунглях, лишь бы можно было пробежаться и развести руки. Меж тем в иллюминаторе остановившегося на бетоне лайнера отнюдь не джунгли.
Международный аэропорт Гаваны имени Хосе Марти главные воздушные ворота Кубы — стар и молод одновременно. Открыт он был еще в 1930 году. Правда, в первые годы его развитие никак нельзя было назвать бурным. Лишь спустя шесть лет после открытия отсюда был совершен первый международный полет в Мадрид, еще через семь — первый коммерческий рейс до Майами. После войны дело вроде бы пошло на лад, но в 1959 году случилась революция, за ней последовали жесткие санкции западных стран. Жизнь в аэропорту порой практически замирала.
Куба — страна бедная и небольшая, на внутренних маршрутах конкуренцию однозначно выигрывали автобусы. Что до международного сообщения, действовали авиалинии только в развивающиеся и социалистические страны. Разрешение летать имели очень немногие кубинцы, а билет до СССР или Венгрии стоил фантастически дорого. Что до иностранцев, то туристов на Кубе не привечали. Так что летели сюда немногочисленные командированные из соцстран да бизнесмены, которые умудрились войти в доверие к властям «острова свободы».
Все изменилось в середине 1980-х, когда прекратил существование социалистический блок, за счет сотрудничества с которым держалась экономика Кубы. В 1988 году удалось прийти к соглашению с США, одним из результатов которого стало восстановление воздушного сообщения. Появились рейсы в Западную Европу, прежде всего — в близкую по языку и культуре Испанию.
Власти Кубы решились возродить международный курорт. Пески Варадеро, природа острова, очарование старой Гаваны, социалистическая экзотика и радушие местных жителей привлекали сюда с каждым годом все больше гостей. Сегодня аэропорт Гаваны обслуживает примерно столько же пассажиров, сколько и Кольцово — 3,5 миллиона в год.
В 1988 году в дополнение к старенькому первому терминалу был построен второй терминал для рейсов в США, а в 1998 году аэропорт получил скромный, но вполне современный третий терминал. Четвертый терминал — грузовой, а в недавно построенном пятом терминале, который находится несколько в стороне от международных терминалов, теперь обслуживаются внутренние рейсы.
Если честно, про аэропорт Гаваны мы решили написать не только и не столько потому, что приближается очередной зимний сезон, когда на Кубе лучшая погода для отдыха. Аэропорт имени Хосе Марти выделяется из общего ряда. В стране социализм, общепит и торговля за пределами курортной зоны более чем скромны, и международный аэропорт в этом плане не исключение. Те торговые точки, что есть, весьма дороги не только по местным, но и мировым меркам — страна не упускает возможности подзаработать на богатых туристах.
Кстати, вы можете не ломать голову, где выгоднее поменять валюту — тут или в переулке рядом с отелем. Курс во всех обменниках одинаковый. Меняйте тут.
Особенности страны породили еще два отличия этого аэропорта от тех, к которым мы привыкли. Первое отличие придется по вкусу не всем: курить здесь можно везде, пепельницы стоят прямо возле кресел в зале ожидания. Зато другое точно не найдет противников: при вылете разрешают брать в салон любое питье. Что, правда, вовсе не гарантирует вам возможность скрашивать дальнюю дорогу домой возлияниями рома — употребление спиртного может быть запрещено правилами авиакомпани.
От Гаваны аэропорт находится непривычно близко — всего 18 километров. Если вас не ждет трансфер, добраться туда можно двумя способами. Самый дешевый вариант — на автобусе, но ехать придется долго, поскольку автобусы останавливаются каждые четыре квартала и ходят весьма хаотически. А главное, в эти автобусы нельзя садиться без ужаса — настолько они изношены. Правда, в последнее время власти наконец начали обновлять автопарк.
Есть и такси — тогда в центре Гаваны вы окажетесь через полчаса, потратив 25 долларов. Таксист с радостью довезет вас и до Варадеро, тогда тариф будет уже 100 долларов.
Впрочем, все чаще туристы, планирующие жить на Варадеро (а таковых основная масса), пользуются соответствующим аэропортом поблизости от курорта. Небольшое летное поле было экстренно перестроено для приема больших авиалайнеров и соответствует всем стандартам, однако все равно дух захватывает, когда смотришь со стороны, как здесь приземляется, к примеру, Ил-96-300 авиакомпании «Кубана». Как и положено небольшому аэропорту, название у него длинное и для нашего уха несколько помпезное: назван он в честь одного из сподвижников Хосе Марти, борца за независимость Кубы от Испании Хуана Гуальберто Гомеса.
До отелей и пляжей от аэропорта ехать километров тридцать, несколько раз в сутки ходит рейсовый автобус, есть, разумеется, и такси (дешевле их брать у дверей в зону отлета). Быстро и недорого можно уехать, если договориться с гидом одного из автобусов, ожидающих группу туристов. Даже если вы прибыли в страну через Гавану, туристические тропы могут привести вас сюда — вдруг вам захочется посетить живописные кубинские островки вроде Кайя-Ларго? А туда лучше добираться по воздуху.