Университетский Париж
Романтика, красота, мода, парфюмерия, вино, гастрономия, сыры, лягушачьи лапки, импрессионисты, 20-е годы, кабаре «Мулен Руж», шансон, кинематограф — вот более или менее полный список ассоциаций с Парижем, возникающий у русского человека. А то, что Париж — крупный университетский город, как-то забывается. Нет, Сорбонна — это, конечно, не пустой звук, но актуальнее Оксфорд, Кембридж, Йель. А вместе с тем — «во французской стороне, на чужой планете предстоит учиться мне в университете…»
Песенка, слова которой знакомы очень многим, существует с XII века и рассказывает о тех временах, когда помои в Париже выливали прямо на улицу. Эйфелевой башни, как говорится, и в проекте не было, а Монмартр был далеко отстоящей деревней. Университет же был уже тогда и являлся одним из стержней, вокруг которого развивалась столица франков.
В отличие от светских североитальянских университетов Сорбонна находилась под юрисдикцией Папы Римского и являлась, в первую очередь, высшей школой богословия и свободных искусств. Здесь формировались такие столпы средневековой мысли, как Фома Аквинский, Роджер Бэкон и Уильям Оккам. Сюда как в высшую инстанцию обращались за решениями вопросов в области веры и разума.
Впрочем, невзирая на полудуховный статус как преподавателей, так и студентов, нравы Латинского (интернациональная университетская братия изъяснялась исключительно на латыни) квартала не блистали кристальной чистотой и христианской строгостью. Местные жители регулярно жаловались на пьяные выходки студентов, и соседство с будущими светочами теологии расценивалось как крайне нежелательное. Горожане неоднократно просили царствовавшего в то время Филиппа Августа силой призвать дебоширящих книгочеев к порядку и, собственно, к учебе, но те отказывались признавать над собой какую бы то ни было власть, кроме церковной, и, надо отдать им должное, преуспели в своем упорстве. Статус, университетского города являлся стратегически важным для французской короны, и престиж города во многом от него зависел, поэтому король вынужден был пойти на поводу у схоластиков и дать университетскому сообществу право самоуправления. Так, согласно уставу, все студенты подлежали церковному, а не гражданскому суду, что не способствовало улучшению отношений с горожанами, зато оберегало университет от вмешательств извне.
С тех пор трения между мирскими и духовными властями не прекращались. Чуть что — университет Сорбонны устраивал забастовку, отстаивая свое право на неуплату государственных налогов, на независимость от парламента и прочие привилегии. Именно так и выковывался дух свободомыслия во Франции — сквозь века, сквозь смену правителей, сквозь реформации и реорганизации. То пропагандируя охоту на ведьм и поддерживая инквизицию, то обличая иезуитов, университет Парижа менялся вместе с городом и со всей Францией. Королей сменили президенты, образование отделили от религии, инженерные и коммерческие школы обошли главный парижский университет в рейтингах учебных заведений, но, как нерушимо здание Сорбонны, так нерушим и студенческий дух.
В мае 1968 года именно Парижский университет (тогда он уже представлял 13 независимых учебных заведений, из которых многие расположены не только вне исторических стен Сорбонны, но и вовсе за чертой города) послужил очагом всеобщего возмущения и массовых забастовок, приведших к роспуску Национальной ассамблеи и отставке Шарля де Голля. Этот момент в истории до сих пор вспоминается многими французами как пик свободы, квинтэссенция романтического бунтарства. Троцкисты, марксисты, маоисты и прочие протестанты объединились под основным лозунгом: «Запрещать запрещается». Конечно, с присоединением рабочих профсоюзов требования стали более осязаемыми: «40— 60—1000» (40-часовая рабочая неделя, пенсия в 60 лет, минимальный оклад в 1000 франков), но основной след в умах оставили именно мечтатели-реформаторы. Граффити «Будьте реалистами, требуйте невозможного!», «Под булыжниками мостовой — пляж!» и «Поэзия на улицах!» до сих пор можно увидеть на парижских стенах, в аккурат под надписью: «Запрещено расклеивать газеты и афиши. Закон от 29 июля 1881».
Собственно, их не так давно обновили, когда университет Нантера снова первым забаррикадировал улицы, протестуя против введения нового типа рабочих контрактов, дискриминирующих выпускников вузов. Потом, конечно, пришлось в срочном порядке наверстывать пропущенные пары и отмывать от сажи и не всегда пристойных рисунков стены, но это уже издержки революции, главное — знамя свободы парижский университет не опускает!
Посторонним вход разрешен
Если вам не повезло и на момент вашего приезда во Францию не пришлось акций народного негодования, то не печальтесь — есть и другие способы приобщиться к университетской атмосфере в Париже. В здание Сорбонны или библиотеки Святой Женевьевы можно зайти без студенческого билета, побродить по коридорам, заглянуть в амфитеатры, можно даже поприсутствовать на лекции и выпить кофе в студенческом кафетерии.
Истина в вине!
Многочисленные бары на улицах Муфтар, Декарт, Лссас, Университет, Эколь и прочих, составляющих Латинский квартал, по-прежнему полны взъерошенными студентами, которые, хоть и перешли с латыни на французский или английский, но все так же неумеренны в алкоголе и озабочены судьбами мира.
Медики
Возле Одеона, на улице Святых Отцов, наблюдается повышенная концентрация медиков, здесь находится один из корпусов Университета Дидро. В окрестных лавках можно приобрести черепа, анатомические атласы и модели внутренних органов.
Юристы
По другую сторону Люксембургского сада, на улицах Ассас и Вожирар, а также возле Пантеона можно лицезреть скопления юристов, а близлежащие профильные магазинчики соответственно предлагают напудренные парики и мантии.
И прочие умники
Всю эту братию вкупе с историками, филологами, искусствоведами, философами и мало отличимыми от университетских, так как еще не очень зазнавшимися студентами «высших школ», можно застать в саду — валяющимися на лужайках в самых непринужденных позах.
Собственно, чтобы проникнуть в университетский Париж, совсем не нужно куда-то идти. Студенчество является неотъемлемой частью города. Именно студенты чаще всего будут подавать в брассери вам ужин, смешивать коктейли, стоять рядом в очереди на выставку в Д’Орсэ или делиться сигаретой. Все эти завернутые в длинные шарфы велосипедисты, читающие утреннюю газету завсегдатаи террас кафе, прячущиеся от дождя под козырьками балконов девушки с тонким профилем — создатели парижской атмосферы — вечные студенты вечного города.