Колесо Ферриса

В 1890 году Американский Конгресс решил посвятить Чикагскую Всемирную Выставку 400-летию открытия Христофором Колумбом нового материка. Директором проекта назначили знаменитого градостроителя, создателя чикагских небоскрёбов и знаменитого нью-йоркского здания-утюга «Флэтайрон-билдинг» Дэниела Хадсона Бернема. Главные вопросы, которые Бернем в неформальном общении в элитарном клубе Saturday Afternoon за бокалом коньяка и сигарами обсудил с архитекторами и инженерами, желающими участвовать в работе над Выставкой, были такие: Чем Чикагская выставка должна запомниться посетителям? Чем можно впечатлить?

Как превзойти поразительное сооружение Густава Эйфеля — Эйфелеву башню, которую французский архитектор создал годом раньше для Всемирной выставки в Париже?

Среди собравшихся был высокий, бледный мужчина с решительными чертами лица — 32-летний Джордж Вашингтон Гейл Феррис, старший партнёр в фирме, специализирующейся на возведении стальных мостов. Джордж Феррис закончил Калифорнийскую военную академию и частный университет Политехнический институт Ренсселера, получив в 1881 году диплом гражданского инженера. Он работал на строительстве железных дорог, шахт и был одним из лучших специалистов, превосходно зная структуру и свойства строительных материалов.

Говорят, что Феррис нарисовал конструкцию колеса обозрения в том же 1890 году, сидя с друзьями в чикагском ресторане, и что построил его, не сделав ни одного изменения в своём чертеже. Однако это не совсем так — замысел колеса обозрения появился у Ферриса за пять или шесть лет до события в клубе Saturday Afternoon, а тем вечером он понял, что для него открывается великолепная возможность реализовать свой невероятный план.

История колёс

Джордж Феррис не был первым, кого посетила идея построить чертово колесо, чтобы, вращаясь на нём, получать удовольствие и обозревать окрестности. Самая старая из сохранившихся записей относится к 17 веку: английский путешественник Петер Манди рассказал в своей книге, вышедшей в 1620 году, о «Развлекающем колесе» в городе Пловдив в Болгарии, которая тогда входила в Оттоманскую империю. Пятью годами ранее римский путешественник Пьетро Делла Валле в одном из писем подробно описал фейерверки и аттракционы, среди которых «менее опасным и трудным» был такой: «Я получил огромное удовольствие, когда почувствовал, как поднимаюсь вверх, затем вниз с такой большой скоростью. Колесо крутилось так быстро, что сидящий рядом грек не мог этого вынести и кричал: «Хватит! Хватит!». В том же веке «Развлекающее колесо» появилось в Англии и в других странах мира, в том числе в Индии, Румынии и в России — в Сибири. Все они были деревянными и во вращение их приводили мужчины, обладающие недюжинной силой.

Да и первые три колеса обозрения, построенные в США Уильямом Сомерсом в 1892 году, также были деревянными. Сомерс получил патент США на своё «колесо обозрения» и в 1893 году подал в суд на Джорджа Ферриса, который строил своё колесо для Чикагской выставки. Однако Феррис со своим адвокатом убедили Сомерса, что в чикагском колесе используются совершенно другие технологии, и дело было закрыто.

В голове одни колёса

Сооружение колеса не было лёгкой задачей даже для опытного инженера. Нагрузки на конструкцию просчитать было невозможно и было сложно найти финансирование, особенно в 1892 году, когда экономика США была в состоянии депрессии. Но Феррис был энтузиастом и умел вдохновлять, он нашёл средства, и капитал созданной им компании Ferris Wheel Company составлял $600 000.

С готовыми чертежами и финансовым планом, Джордж Феррис пришёл в Комитет «Колумбовской» Выставки. На проект посмотрели и …отнеслись, как к безумной фантазии, прозвав Ферриса «Человек с колесом в голове». Инженеры и архитекторы клуба Saturday Afternoon считали, что Феррис обманывает сам себя, и что даже если колесо и будет построено, то оно не заработает. К счастью, Феррис был настойчив, к тому же, он не просил у комитета денег, поэтому место ему выделили, но всё-таки не в Джексон Парке, главной площадке Выставки.

Гигантская конструкция массой 2000 тонн с диаметром колеса в 75 метров, которая приводилась в движение двумя паровыми машинами по 1000 лошадиных сил каждая, была построена через месяц после открытия Выставки 9 июня 1893 года. В 6 часов вечера главный конструктор Лютер Райс дал команду запустить двигатели, и огромное колесо ещё без кабин начало вращение, не издавая ни единого скрипа, сделав полный оборот за 20 минут. Феррис, убедившись, что его план сработал, в тот же день заказал для колеса 36 подвесных пассажирских кабин.

Старинные колёса

До наших дней сохранилось немного работающих аттракционов «Колесо обозрения», которые были построены в прошлых веках. Один из таких примеров — Wiener Riesenrad — «Венское гигантское колесо», которое возвели в 1897 году к празднованию золотого юбилея императора Франца Иосифа I.

Высота «Венского Гигантского колеса» — 64,75 метров, и изначально оно состояло из 30 пассажирских кабинок. В 1916 году колесо собирались демонтировать, но средств на это у воюющей страны не нашлось. Когда в 1920 году в Париже разобрали 100-метровое Grande Roue de Paris (Парижское Гигантское Колесо), Wiener Riesenrad стало самым высоким в мире колесом обозрения. В 1944 году оно сгорело, но затем было восстановлено и до 1985 года, года постройки 85-метрового Technocosmos в Японии, продолжало оставаться самым высоким колесом обозрения в мире.

Сейчас Wiener Riesenrad одно из наиболее популярных туристических достопримечательностей Вены и по-прежнему катает гостей столицы Австрии.

Колесо Ферриса расцвечено лампочками Эдисона

Посетители и участники Выставки, изумлённо наблюдающие за движением колеса, устремились к этому чуду, и вскоре вокруг сооружения тёплым летним вечером собралась кричащая и жестикулирующая толпа. Через 4 дня Лютер Райс укрепил на колесе все кабины, каждая из которых была 7,3 метра длиной, 4 метра шириной и 3 метра высотой, и проект был завершён. Первой женщиной — пассажиром Колеса обозрения Ферриса стала его жена Маргарет Феррис, которая часто приезжала на стройку, чтобы поддержать рабочих. Пробную поездку устроили и для представителей местной прессы и иностранных журналистов, которые не скупились на слова восхищения в адрес колеса обозрения. Все хотели увидеть чертежи, но Феррис так тщательно скрывал подробности конструкции, что до наших дней не дошло ни одного, выполненных им самим плана или расчётов.

В воскресенье 21 июня 1893 года в ясный погожий день колесо обозрения в Чикаго было торжественно открыто. На трибуну один за другим поднимались официальные лица с хвалебными речами в адрес Джорджа Ферриса. Последним на трибуну вышел он сам, счастливый триумфатор, и среди прочих слов сказал, что он «вытащил колесо из своей головы и сделал его реальностью».

В ясный день с колеса можно было видеть не только город, но и просторы озера Мичиган, а также земли четырёх соседних штатов. Количество посетителей не уменьшалось даже в пасмурные дни, потому что главной достопримечательностью была не обзорная экскурсия, а новое чикагское чудо — Колесо Ферриса, которое вскоре украсили 3000 лампочками Эдисона.

2 500 000 американцев и туристов прокатились в следующие 13 лет на чертовом колесе инженера Ферриса, пока не было принято решение о его уничтожении направленным взрывом динамита. Колесо было разрушено, но именем его создателя в английском языке стали называть любое колесо обозрения — «ferris wheel», то есть «колесо Ферриса».

Все выше и выше

Самое высокое современное колесо наших дней находится в Сингапуре. Это Singapore Flyer высотой 165 метров и диаметром 150 метров. Из капсул, в каждую из которых вмещается до 28 пассажиров, открывается роскошный вид на острова и город.

Всего лишь 5 метров уступает ему Звезда Нанчана в Китае, на третьем месте в рейтинге — Лондонский глаз. Его построили в Лондоне в 2000 году, и целых шесть лет Глаз был самым высоким колесом обозрения в мире и продолжает оставаться самым высоким в Европе.

С высоты Лондонского глаза, а это 135 метров над землёй, виден практически весь город. Каждый год на нём катаются более 3,5 миллионов туристов. Конструкция Лондонского глаза довольно необычна — это колесо обозрения наблюдательного типа, в котором стеклянные кабины с пассажирами подвешены с наружной стороны колеса.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru