Античный город Курион

Поездка на Кипр не засчитывается, если вы не посетили Курион, обнаруженный и раскопанный археологами античный город-музей. Впечатляет масштаб построек и особая атмосфера, которой пропитан каждый камень и плитка. До трагического ключевого поворота в истории города-государства Курион в четвертом веке нашей эры, здесь кипела жизнь, наполненная красотой и особой культурой. На протяжении более тысячи лет эту территорию населяли различные народы, которые привнесли уникальные черты в уклад жизни полиса. Мощная волна землетрясения, родившаяся у берегов Кипра, двадцать первого июля 365 года сравняла это место с землей.

Античный город Курион находится в двадцати километрах к западу от современного Лимассола. Географическое положение самой известной археологической достопримечательности Кипра позволяло отразить набеги захватчиков благодаря природному рельефу местности. С высокого утеса открывается неповторимый морской пейзаж, а также удивительная панорама окрестностей. Курион был основан ахейскими колонийцами из греческого Аргоса, принимавшими участие в Троянской войне. Появление одного из самых могущественных городов-государств Кипра датируется двенадцатым веком до нашей эры.

Раскопки Куриона были начаты в 1933 году и периодически возобновляются в наши дни. К античному городу ведет современная благоустроенная дорога. Входом в Курион служат Пафосские городские ворота. Территория древнего города открыта для осмотра, можно даже взять себе на память камешек-талисман. Особо ценные мозаики, сохранившиеся до наших дней, спрятаны под навесом. Для их осмотра оборудованы специальные мостики.

В древнем Курионе было предусмотрено все для благочестивой жизни. Здесь отдыхали и душой, и телом. Светскими мероприятиями считались посещение амфитеатра, римских бань и античного форума, где неспешно велись беседы о вечном, в спорах рождая истину. Трагедии и комедии античных авторов оживали на помостках амфитеатра. Благодаря особой геометрии сооружения, звук без специальной техники был превосходным и долетал до самых последних рядов. К слову, театр вмещал до трех с половиной тысяч зрителей. Даже сегодня можно проверить удивительные свойства акустики, хлопнув в ладоши, топнув ногой или даже прошептав что-либо, встав на точку, отмеченную небольшой выемкой в полу сцены.

Театр Куриона расположен на склоне холма, обращенного к морю. Можно лишь вообразить, насколько красиво он выглядел в годы своего расцвета: пышная колоннада, проходившая за задним рядом сидений, являлась своеобразным фойе для зрителей. В толще кладки под скамьями театрона были организованы сводчатые проходы с лестницами. По ним зрители поднимались на свои места. Театр служил местом для зрелищ на протяжении шести веков.

В качестве декораций использовался шикарный вид Средиземного моря. Основанный во втором веке до нашей эры, театр трижды переделывался. В начале третьего века здесь организовывались представления с травлей диких животных. Современный вид амфитеатр обрел в 1961 году после реставрации. Скамьи, высеченные на склоне холма, облицованы известняковыми плитами, пол орхестры сделан из цемента на галечной субструкции. На сцене театра в теплые летние месяцы ставятся античные трагедии Софокла, Эсхила и Эврипида.

Сразу за амфитеатром расположилась вилла Евстолия. Его имя было упомянуто в мозаичной надписи. Изначально это было роскошное жилое помещение с атриумом, вокруг которого находились многочисленные комнаты. Римляне принесли с собой новые традиции, среди которых были римские бани — термы. Но о них чуть позже. Вилла Евстолия была своего рода клубом, местом встреч и общения. Центральный зал здания был украшен мозаикой, на которой каждый входящий мог прочитать приветствие: «Входи и чувствуй себя хорошо в этом доме».

Южные и северные помещения разделялись широким коридором, который пролегал через все здание, начиная от парадного входа. В восточном портике, примыкающем к атриуму, есть мозаики, на которых, как в книге, написана частичка истории античного города, население которого достигало двадцати тысяч человек. В надписях упоминаются имена строителя комплекса — Евстолия, покровителя Куриона — бога Аполлона, а также имя Христа, что является свидетельском того, что вилла была построена уже после распространения христианства по Средиземноморью.

Мозаики были выложены преимущественно в орнаментальном стиле: птицы, рыбы, шахматные доски, лабиринты и светила небесные. В мозаичном бордюре есть образцы объемного мощения: квадраты, уходящие в перспективу. Этому способствовала великолепная полихромия плиток мозаики: черный, белый, красный, желтый, синий и другие цвета.

Итак, римские бани. Это место, где могли посплетничать мужчины. Общественные бани были местом встречи и общения, как правило, имели большие размеры и были щедро отделаны мозаикой, фресками и мрамором. Роскошные римские термы состояли из помещений, в которых температура воздуха и воды отличались. После раздевалки следовало пройти в тепидарий — отопляемое помещение с бассейном, вода в котором была комнатной температуры. Предварительно прогревшись, посетители проходили в кальдарий, где можно было хорошо пропотеть при температуре шестьдесят-семьдесят градусов Цельсия. Вода в бассейне кальдария была теплой. Умерить свой горячий пыл гостям термы предлагалось во фригидарии — помещении с холодной водой в бассейне. В общественных банях Куриона бассейн фригидариума был шестиугольной формы диаметром 9,25 метров и глубиной полтора метра. В таком бассейне долго не посидишь, зато контраст температур вызывает приятный прилив бодрости по всему телу.

Система обогрева римских бань — гипокауст, имела довольно грамотную конструкцию и принцип работы. Под кладкой пола находились котлы с водой, подогреваемые на печах. Конструкция с потрясающим КПД обеспечивала поток пара в парную, а в двойной пол поступала струя горячего воздуха, доходя по керамическим трубам до стен и прогревая их.

А за банями, на дальнем конце города, находился внушительных размеров дом гладиаторов, а за ним и дом Ахиллеса. Последний состоит из открытого двора, со всех сторон окруженного комнатами. Внутреннее убранство дома изобиловало мозаиками с изображением фрагментов греческих мифов.

Мать Ахиллеса, Фетида, отправила сына на остров Скирос, замаскировав его под женщину, чтобы он смог избежать гибели под Троей. Ахиллес прятался среди дочерей царя Ликомеда. Но на остров прибыл прозорливый Одиссей в образе торговца оружием. По договоренности трубач протрубил тревогу, дочери царя убежали прочь а Ахиллес бросился к мечу и щиту. Ему пришлось вернуться в строй и принять участие в битве под Троей. Мозаика, изображающая сцену разоблачения Ахиллеса, полна динамики и эмоционально насыщена.

 

Дом гладиаторов, расположенный между нимфеумом и домом Ахиллеса, представлял собой роскошное частное владение, состоявшее из трех галерей, маленьких палат, центральной комнаты с верандой и частными термами, выходящими на восточную сторону постройки. Также в нем была организована общественная тренировочная площадка. Нимфеум — сооружение, украшавшее источник воды. Свое название дом гладиаторов получил благодаря мозаикам на полу атриума.

По дороге к храму Аполлона археологи обнаружили стадий — место для спортивных состязаний с линией старта и местами для зрителей, по форме напоминавшее сильно вытянутую подкову. Стадий использовался по назначению около двухсот лет.

Аполлон Хилатский был богом красоты, музыки, покровителем лесов и диких животных, патроном города Куриона на Крите. По мнению жителей, от милости Аполлона зависели устойчивые погодные условия и хороший урожай. Святилище в честь греческого бога было построено в красивом и уютном месте. В качестве жертвы Аполлону Хилатскому подносили мясо ягненка, а также глиняные фигурки животных и людей. Осмелившихся прикоснуться к алтарю храма, ожидала страшная кара: их сбрасывали с высоких скал Куриона…

Город Курион в период раннего христианства стал центром епископства. В пятом веке нашей эры здесь была возведена большая базилика — один из главных христианских памятников на острове Кипр.

Древний Курион славился общественной жизнью и светскими мероприятиями. То, что добыли археологи за последние восемьдесят лет, поражает воображение и позволяет мысленно окунуться в античный мир Средиземноморья. Площадь археологических раскопок занимает пятнадцать квадратных километров. Обнаружены многочисленные артефакты и восстановлена примерная картина города.

Все, что осталось в Курионе сегодня это фундаменты, руины стен, единичные колонны и бесценные мозаики, которые точно и красочно указывают на неоспоримые факты из истории государства на берегу залива Епископи. Как и две тысячи лет назад, Курион от моря отделяет длинный пляж с бурым песком и крупной галькой, которая безмолвно хранит тайны античного города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© 2024 О том, о сём ·  Дизайн и техподдержка: Goodwinpress.ru